Юрий Погребничко - признанный режиссер российского театра. Многие годы он руководит небольшим театром в Москве, который несколько раз менял название (сейчас он называется "ОКОЛО дома Станиславского"), но никогда не менял свою эстетику. Поэтому все спектакли Погребничко - как один долгий разговор. За этот "разговор" режиссеру три года назад вручили Государственную премию, а на одном из Эдинбургских фестивалей его спектакль "Русская тоска", состоящий из романсов и песен, был назван лучшим. Теперь и киевской публике представилась возможность прийти и послушать, о чем же, и главное - как, говорит Юрий Погребничко.
В "Голубчиках моих!."., премьера которых состоялась в Театре драмы и комедии на левом берегу Днепра, режиссер соединил несколько эпизодов из "Преступления и наказания" Достоевского и известную советскую мелодраму Александра Володина "С любимыми не расставайтесь". Весь этот коллаж он обрамил выступлением мужского и женского хоров, исполняющих душедробильные, нелепые и бессмертные шлягеры советской эпохи. Чего стоят одни только дурацкие "Ландыши" и "Завяли лютики". Но ключевой песней спектакля он сделал сентиментальный гимн алкоголиков и романтиков "Сиреневый туман".
Почему Достоевский и Володин, почему Раскольников, Порфирий Петрович, Свидригайлов, Марфа Петровна и чуть ли не двадцать володинских персонажей во главе с главными влюбленными Митей и Катей, которые разводятся, да все развестись не могут? Точного логического ответа вы не найдете и всех тайн спектакля не разгадаете: почему, например, призрак Марфы Петровны является в советском суде разводящимся супругам, почему отдельные персонажи поменяли пол и стать. Просто в спектакле Погребничко гораздо важней и интересней то, как творится текст сценический, чем то, как живет текст литературный. Режиссер уравнивает и великого классика, и советскую драму, он одевает героев Федора Михайловича в родные галстуки и усредненные пальто, а всех разводящихся жен, судей и медсестер - в красные длинные платья и на головы им напяливает ушанки с вуалью (художница Надежда Бахвалова).
Спектакль Погребничко - это парадоксально придуманное и филигранно выстроенное пространство вечности, о котором говорит Свидригайлов (в потрясающем исполнении Виталия Линецкого); в нем все перемешано и все имеет одинаковую ценность и бессмертие - и терзания грешного Раскольникова, и хитовая советская "Вологда". Погребничко любовно и иронично собирает все, что было со всеми нами, в эту свидригайловскую вечность и дает возможность зрителю посмеяться и улыбнуться, но главное - проститься. Думается, что об этом он и ставил три года назад спектакль "Где тут про воскресение Лазаря?" (московский вариант "Голубчиков"), над которым и воспарил сиреневый туман "навсегдашнего" прощания.
При переносе этого московского литературного коктейля на киевскую сцену он приобрел новый и неожиданно буквальный, местный смысл. Смысл, который, к сожалению, убивает философичность и эмоциональную неоднозначность спектакля. Ироничный, мастерский коллаж о разводах и расставаниях с "главными песнями о прошлом" завершается у Погребничко объединенным хором, обрушивающим с ироничным пафосом на зрителей очередной "Сиреневый туман" как великий и легендарный марш "Прощание славянки". Только и остается сесть на поезд, взмахнуть рукой и унестись в "сиреневую даль".
Что и сделал режиссер: на премьеру он не остался, а записал звуковое послание украинской публике в виде ироничного парафраза на тему Чехова, Гоголя и Пушкина, звучащее после спектакля. В финале представления трогательная девочка в ватнике и валенках произносит текст Достоевского: давайте любить друг друга, давайте помнить хорошее, голубчики мои!.. "Ну и прощайте, раз так хотите", - словно добавил режиссер. И умчался, как Чацкий или Онегин, на поезд, увезший его в другую страну, при отправлении которого уже давно не звучит пронзительное "Прощание славянки".