Три дня признанные мастера украинской и российской мультипликации в кулуарах и на мастер-классах фестиваля "Анимакрок" спорили, что же лучше. К единому мнению так и не пришли. Зато с удовольствием смотрели новые мультфильмы, раздавали автографы и общались друг с другом. Находить деньги организаторам фестиваля становится все труднее. Так что будущее "Анимакрока" под вопросом.
Бумага, краски, картон и совсем немного фантазии. Вот, собственно, и все, что понадобилось для сооружения этих нехитрых декораций фестиваля "Анимакрок". Потому что главное не форма, а приглашенные гости.
Например, Юрий Норштейн в столичном доме кино - везде. И на фото в фойе, и в коридорах - с улыбкой раздает автографы.
Впервые его Ежика увидели тридцать лет назад. Тогда режиссер добился трехмерности с помощью ручной многоярусной перекладки изображения. Норштейн и сейчас работает вручную.
Юрий Норштейн: "Технология хороша, но только в том случае, если тот, который за ней сидел, не чувствовал себя в этот момент богом. А как раз происходит именно этот момент. Сидящий за компьютером чувствует, что он - демиург, что ему все подвластно, хочется сказать".
Хотя иногда компьютер страхует от ошибок. Только спустя годы специалисты заметили, что на этом кадре Медведь слева от Ежика. А на следующем - уже справа.
Зал, где Михаил Алдашин, мультипликатор из России, ученик Норштейна, проводит мастер-класс, полон. Алдашин - приверженец компьютерных технологий. Хотя внешне его мультфильм про Ивана-дурака выглядит как рисованный.
Отец рисованного, и самого украинского из всех мультфильмов "Жил был пес" Эдуард Назаров - сопредседатель фестиваля, а еще - внимательный зритель. С удовольствием посмотрел новый фильм украинских аниматоров "Чарованный запорожец". 10 минут "вынашивали" девять месяцев. Рисовали в компьютере: не потому что хотели, просто нет целлулоида.
Эти дети и взрослые не спорят, что лучше - рисовать или снимать мультфильмы на вот такие цифровые аппараты. Это еще один фестивальный подарок. Среди желающих больше взрослых, чем детей. Наверное, потому, что анимация нетороплива, и есть время подумать.