Сегодня 61-й Каннский фестиваль своей середины. Однако явного фильма-фаворита пока нет. За прошедшие шесть дней работы кинофорума уже показаны 11 из 22 картин главного конкурса. Большинство участников фестиваля сходятся сейчас во мнении, что хотя качество представленных фильмов в целом достаточно высокое, однако среди них нет мировых шедевров.
Так, показанная в понедельник вечером новая работа известного американского режиссера Джеймса Грея "Две любви" отличается необычным построением традиционного для кинематографа "любовного треугольника" и убедительной игрой актеров. Однако картина не стала лидером зрительских симпатий.
Сейчас по неофициальному рейтингу выходящего в Каннах журнала Screen лидируют два фильма - "24 Сити" китайского режиссера Цзя Чжанкэ и "Три обезьяны" турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана.
Однако во вторник в этот список могут быть внесены существенные коррективы, так как пройдет демонстрация с нетерпением ожидаемой критикой новой ленты американского режиссера Клинта Иствуда "Подмена". Картина, основанная на реальной истории о подмене ребенка, стоит в главной конкурсной программе фестиваля.
Одновременно сегодня состоится показ в рамках внеконкурсной программы документальной ленты известного сербского режиссера Эмира Кустурицы, посвященной выдающемуся футболисту современности Диего Марадоне.
* * *
Шестой день работы 61-го Каннского фестиваля отмечен показом лирической картины знаменитых режиссеров бельгийцев братьев Дарденн "Молчание Лорны". Выполненный в присущей этим мастерам манере, фильм встает на защиту самых слабых членов человеческого сообщества - еще не родившихся детей.
В основе сюжета лежит рассказ об иммигрантах, пытающихся начать новую жизнь в Бельгии. Готовая переступить любые моральные законы, главная героиня ленты - албанка Лорна, тем не менее, находит в итоге силы, чтобы не потерять свой человеческий образ.
Дважды - в 1999 и 2006 годах фильмы братьев Дарденн завоевывали высшую награду Каннского фестиваля - "Золотую пальмовую ветвь". Однако, как считают специалисты, в нынешнем году едва ли они смогут вновь повторить этот успех.
Хотя "Молчание Лорны" и отличается "фирменным почерком" братьев Дарденн, однако лента не достигает психологических высот, которыми были отмечены лучшие работы этих бельгийских режиссеров.
"Мы специально замедлили ритм фильма с тем, чтобы лучше показать характер женщины, которая оказалась способной противостоять самым сложным жизненным обстоятельствам", - заявил во время состоявшейся сегодня в Канне пресс-конференции Жан-Пьер Дарденн.
* * *
Церемония награждения прибывшего на юг Франции португальского режиссера состоялась в Кинодворце Люмьер. Председательствовал на ней американский режиссер Клинт Иствуд. В зале находился также председатель Еврокомиссии португалец Жозе Мануэл Баррозу.
Мануэлу де Оливейра начал работать в кинематографе в 1928 году. Спустя три года он снял свой первый документальный фильм, посвященный португальской реке Доуро. Во вторник эта лента была показана в Канне.
За свою карьеру в кинематографе Мануэл де Оливейра снял более 40 картин и получил 34 премии ведущих мировых кинофестивалей, включая Каннский и Венецианский.
* * *
Режиссеры, успевшие получить международное признание, начали снимать все хуже и хуже. В первую очередь это относится к Нури Бильге Джейлану, турецкому апологету авторского кино, единственному наследнику Тарковского в современной Европе. Его "Три обезьяны" - настоящий провал и серьезный удар по поклонникам авторского кино. Несмотря на эффективное чувство юмора, прекрасные работы непрофессиональных актеров, в роли которых по традиции выступают сам режиссер и члены его семьи в фильме не хватает самого главного: внутреннего напряжения чувств, способного превратить простую житейскую историю в настоящий триллер.
Лучшим фильмом, показанным в конкурсе, пока остается "Вальс с Баширом" израильтянина Ари Фольмана. Уникален жанр фильма: документальная лента, сделанная средствами анимации. Впрочем, сам режиссер убедительно объясняет выбор стилистики: игровую картину о резне в Сабре и Шатиле (палестинские лагеря беженцев, где порезвилась ливанская милиция при молчаливой поддержке оккупационных войск) в израильских условиях было не потянуть, а тема памяти сама по себе предполагает обращение к рисунку.
По другой версии лучшим фильмом, виденным в Канне в 2008 году останется "Седьмое небо" немца Андреаса Дрезена, показанное в "Особом взгляде". Дрезен, автор таких тонких драматических комедий, как "Гриль-бар "На лестнице" и "Лето на балконе", ужесточает свой стиль, делает его строже.
* * *
В понедельник на фестивале состоялось присуждение первой из многочисленных премий этого крупнейшего кинофорума мира. В рамках "Дня Европы" престижную премию Евросоюза "Европейский талант" получил 36-летний эстонский режиссер Вейко Ыунпуу за сценарий своей будущей картины "Искушение святого Антония". Данная награда создана в 1991 году Евросоюзом в рамках программы "Средства массовой информации", которая призвана способствовать развитию европейского кинематографа. "Искушение святого Антония - комедия в жанре черного юмора. Она является первой полнометражной работой молодого эстонского режиссера. NEWSru