«Что за бред?» — возмутится при виде такого заголовка искушенный знаток РПЦ, воспитанный на трудах неугомонного Бычкова, ехидного Солдатова и дотошного Митрохина. «Праведный архиерей да в наше-то время? Видать, у Бытописателя, как в старину говорили татары, «ума назад пошел», или он «Патриархии.Ру» с похмелья обчитался».
Однако не спешите с выводами…
Конечно, сказать доброе и притом правдивое слово о генералах церковной карьеры (не путать с песчаными карьерами :)) ныне куда как нелегко. Судя по публикациям наших СМИ, архиерей РПЦ в XXI веке — личность совсем неаппетитная, обладающая следующим набором качеств: беспринципный, спесивый и амбициозный, хитрый и пронырливый, жадный до денег, недвижимости и зарубежных вояжей, лицемерно-молитвенный внешне и злобно-завистливый изнутри, угодливый перед властью и жестокий с подчиненными, нетерпимый к чужому мнению самодур, оголтелый экуменист — или, напротив, сдвинувшийся иэнэнщик… Что еще забыли? А, ну конечно же, «не той» ориентации или (в редких случаях) жгучий натурал типа окружного митрополита или миссионера всея Руси.
Спорить с этим трудно, особенно взирая на систему изнутри. Да и Чистый переулок, похоже, всячески стремится такое мнение оправдать: достаточно вспомнить судьбоносное Преображение 19 августа 2006 года в ХХС, то есть архиерейскую хиротонию «мать Матрены». Один наш батя по этому поводу едко заметил: «Наконец-то и в РПЦ появился женский епископат».
Однако и налаженная система кадрового воспроизводства дает сбои... Да, определимся сразу: «праведный» совсем не значит «святой». Речь пойдет об архиерее, всеми перечисленными выше качествами не обладающем, то есть, по сути, о нормальном и порядочном с человеческой точки зрения. И притом верующем в хорошем смысле этого слова.
Кстати, маленькое лирическое отступление: то ли анекдотическая, то ли реальная история, слышанная мною еще в семинарии. Сидят на скамейке в ТСЛ две бабушки-паломницы, делятся впечатлениями от своей приходской жизни. Одна жалуется: «Батюшка-то у нас пьет, курит, матом ругается, по бабам бегает, церковь совсем запустил…» Другая отвечает: «А вот у нас батюшка хороший: верующий!»
Итак, в этой самой ТСЛ, а точнее, в МДА жил да был на рубеже 80—90-х годов ХХ века молодой академический иеромонах Д. Нрав он имел чрезвычайно смиренный и миролюбивый, представить его злословящим или ругающимся было просто невозможно — потому и врагов у отца Д. не водилось в принципе. Не наблюдалось у него и поповской маститости: низкорослый, худощавый, с тонким негромким голосом… Иногда (конечно, за глаза) его называли Чебурашкой, но, думается, отца Д. это совсем не обижало.
Стоит ли говорить, что митра и панагия отцу Д. отнюдь не грезились? Более того, как человек очень искренний, он своего мнения по данному поводу не скрывал. Помнится, в 1990 году один мой знакомый (тогда еще семинарист, а ныне весьма известный церковный функционер, хотя и не святитель), заглянув к нашему герою на чашку чая, в шутку спросил его: «Отче, вот не знаю, куда податься — жениться или монашество принять, глядишь, епископом стану?» Отец Д. перепугался, всплеснул руками: «Да ты что такое говоришь?! Разве не понимаешь, что все архиереи в ад пойдут?!»
С той беседы прошло три года, и вдруг раздался гром среди ясного неба: Синод изволил образовать новую кафедру, епископом которой назначался… иеромонах Д., ни сном ни духом того не ожидавший!
Почему отец Д. не отказался от такого избрания, мне неизвестно: говорили только, что тут сыграло роль мнение его духовника. О причинах назначения на кафедру молодого и совсем не архиерейского типа иеромонаха имелись разные суждения. Пересказывать их здесь не буду, так как, на мой взгляд, всё очень просто: патриархийная бюрократия в то время только оперялась, а потому Чистый переулок и его самовластный «ум, честь и совесть» еще не овладели достаточными навыками для эффективной борьбы с действием Промысла Божьего:)…
… «Вырастают стервы, стервы, стервы из хорошеньких невест» — была на заре перестройки такая песенка. В церковной жизни наблюдается похожая закономерность. Внешне приличный поп, стяжав архиерейство, моментально превращается в держиморду — вполне оправдывая прекрасное изречение, которое народная молва приписывает чуть ли не митр. Никодиму (Ротову): «Архиерей не может быть другом человека».
Тому имеется и богословское обоснование. Как-то на экзамене по литургике архимандрит Матфей (Мормыль), знаменитый регент лаврского хора, спросил батька-заочника: «Что происходит при архиерейской хиротонии?» Экзаменуемый начал толковать про действие благодати и проч. «Не то говоришь, — остановил его архимандрит. — При хиротонии в посвящаемого архиерея вселяется бес!» Аудитория ошарашенно замерла, а отец Матфей скромно уточнил: «Бес гордости».
Самое удивительное в данном повествовании то, что на отце Д. «закон Мормыля» просто не сработал! Новорукоположенный епископ Д. отбыл в свою епархию и энергично занялся устроением там церковной жизни. Между тем до нас стали доходить страшные, поистине леденящие душу слухи: к примеру, о том, как епископа Д. пригласили на праздник в город километров за триста от Москвы и он приехал туда из столицы… на рейсовом автобусе! Такого поругания сана и должности не допускают даже функционеры рангом пониже. Для сравнения, наш епархиальный секретарь однажды с нескрываемой гордостью заявил: «Я в этом городе живу 15 лет и ни разу общественным транспортом не пользовался — езжу только на служебной машине или такси».
Что же до владыки Д., то для него подобные случаи были не показухой или юродством, а вполне естественным образом жизни. В этом я убедился лично, встретив его зимой в ТСЛ. По-прежнему худенький епископ, запрятав панагию под рясой, спешил в Троицкий собор и буквально наткнулся на меня. Я поначалу стал изображать приличествующие ситуации экивоки, но уже через минуту беседа наша напоминала что угодно — встречу старых знакомых, треп однокашников, — но только не архипастырское собеседование с нижним чином.
А поговорить, кстати, было о чем. Незадолго до нашей встречи владыку Д. перевели на другую епархию, где сложилась весьма непростая ситуация: местное духовенство единодушно желало видеть во святителях маститого вдового протопопа-благочинного, но вместо этого Чистый переулок прислал к ним с дальней российской окраины скандально известного ультрафиолетового:) епископа, спесь которого граничила с невменяемостью. Тот проархиерействовал на новом месте недолго, но от души, оставив преемнику — владыке Д. — кучи дурно пахнущих следов своей деятельности (ныне этот труженик церковного вертограда благополучно пребывает на покое). Тем не менее от владыки Д. я не услышал ни одной жалобы, равно как и критики своего предшественника. Единственное, что он сказал: «Да, сначала трудновато приходилось, но сейчас вроде всё устраивается».
Запомнился случай, когда перед началом архиерейского собора ТСЛ и МДА могли видеть редкое зрелище. Мороз тогда был изрядный, градусов 25; и вот в то время как святители со всех уголков нашей необъятной родины, откинувшись на кожаные подушки своих иномарок и приятно овеваемые кондишенами, спешили в столицу на собор вершить церковные судьбы, владыка Д., в вязаной шапочке, накинув поверх подрясника легкий плащ, с сумкой на плече (там покоились ряса и клобук), торопливо шагал из лавры к железнодорожной станции Сергиев Посад, на электричку до Москвы… Кстати, помнится, именно на этом соборе он достаточно резко выступил по поводу совместных молитв с инославными.
Больше встречаться с владыкой Д. — сейчас уже архиепископом — мне не довелось. Но недавно один коллега съездил к нему в гости. Вернувшись, он с нескрываемым удивлением рассказывал:
— Пробыл там неделю — после нашего дурдома отдохнул как на курорте. Всё тихо, спокойно, в епархии никаких воплей, разборок, суеты, а дело делается, хотя и без всякой помпы: новые храмы строят, семинария весьма благополучная... Архиерей со всеми живет мирно, нет проблем ни с попами, ни с властями. В центре города построили новое здание епархии: на первом этаже кабинеты, на втором владыка обитает. И — представь себе — у него ни келейников, ни келейниц, всё сам делает, никто к нему наверх даже не заходит. Я в жизни такого не видел, ты подумай: архиерей сам в покоях убирается, сам себе с кухни поесть приносит… Это еще что — он сам за собой посуду моет!!!
В этот момент мне весьма кстати вспомнилась наша «вотчина» и регулярно оглашающие ее крики: «Принесите мне рясу! Где моя машина? Что значит «шофер обедать уехал»? У меня важная встреча!.. Как это — никто не предупреждал? А ты спроси!.. И почему туфли не почищены? Я уже опаздываю! Куда вы подевали мои бумаги? Я же сказал: наберите мне телефон мэра!..»
…Придумывая эффектную концовку для этого рассказа, забрел на кухню и увидел в раковине грязные тарелки.
Никакого желания помыть их не ощутил.
Значит, не быть мне праведным архиереем. А неправедным — сам не хочу, их без меня достаточно.
Ну и слава богу!
http://bytopisatel.livejournal.com