Кризис хорош тем, что позволяет почти наверняка определить: какие СМИ прочно заняли свое место на рынке, а какие могут жить только на дотациях. Второе, впрочем, не означает, что путь на рынок для них закрыт навсегда. Финансовые трудности могут подвигнуть их сменить стратегию и обрести свое лицо.
Именно такая история сейчас происходит с долгожителем среди отечественных журналов — с «Огоньком». Журналу исполняется 110 лет, он пережил несколько войн, революций и политических кризисов. Но, кажется, кризис нынешний окажется для него самым серьезным испытанием.
В последнем номере журнала, который вышел в декабре прошлого года, главный редактор издания Виктор Лошак сообщил читателям, что новогодняя пауза (в течение которой многие издания уходят на каникулы) может затянуться до февраля, а то и дольше. Глава холдинга «Металлинвест» Алишер Усманов, владеющий с 2005 года через компанию «Телекоминвест» мажоритарным пакетом акций «Огонька», решил выйти из этого бизнеса, в общем, здраво рассудив, что в тяжелой финансовой ситуации ему хватит медиабизнеса в лице «Коммерсанта».
Лев Гущин, главный редактор «Огонька» в 1991–1997 годах: «Если исходить из тиража, журнал выглядел не хуже, а подчас и получше иных в том же примерно медиасегменте. Проблема состояла в его влиятельности, воздействии на умы и нравы общества. При этом не всего общества, а движущей его части. И здесь, пожалуй, «Огонек» оказался не вполне конкурентоспособен. Возможно, я не прав. Истину в этом вопросе проявит общественная реакция на приостановку журнала. Если повторится история с закрытием «Московских новостей», когда ничто не дрогнуло в этом мире, — будет печально».
«Причина приостановки выпуска в том, что «Огонек» — журнал, убытки которого почти равны расходам, — считает известный журналист и издатель Леонид Бершидский. — И если до кризиса были люди, готовые играть в эту дорогую игрушку по причинам, имевшим мало отношения к бизнесу, теперь таких людей нет. Вот и Усманов не такой. У него уже есть медиабизнес, в котором все из-за того же кризиса идут сокращения и нет лишних денег. Еще в конце прошлого года казалось, что «Огонек» вольется в этот бизнес, но сейчас очевидно, что лишний геморрой не нужен никому».
С ноября 2004-го по апрель 2005 года Леонид Бершидский издавал «Огонек» в рамках ИД «ОВА-Пресс» (журналы «Мой Кроха и я», «Интерьер+Дизайн» и др.), о чем нынешняя редакция журнала, судя по всему, предпочитает не вспоминать (на сайте в ряду редакторов издания имя Влада Вдовина, возглавлявшего журнал в то время, отсутствует). Основная претензия к «ОВА-Пресс» — излишнее стремление переделать журнал в угоду рыночным тенденциям и вопреки традициям. Бершидский и Вдовин пытались заинтересовать журналом более молодую и богатую аудиторию, априори более привлекательную для рекламодателей.
Впрочем, тогда журнал не нашел пути к сердцам читателей и кошелькам рекламодателей. Поэтому, как только «Огонек» был продан «Телекоминвесту», все вернулось на круги своя.
Кажется очевидным, что сегодня у журнала осталось только два пути: перепродажа очередному немедийному инвестору или переход на госдотации. Впрочем, и при первом, и при втором раскладе «Огонек» рискует снова существовать вне рынка, поскольку до сих пор оказался неспособным стать самостоятельным бизнес-предприятием.
Убыточный медиабизнес до недавнего времени был интересен владельцам крупных нефтяных и прочих отраслевых предприятий. Пока деньги были, она забавлялись своими медиаигрушками, но сегодня, как мы видим на примере Усманова, подобные издержки приходится нещадно резать.
«В России многие «издатели» и «медиамагнаты» — это и правда владельцы металлургических заводов и всякого рода скважин. Управлять медиа как бизнесом эти люди никогда не умели, да и не стремились, потому что заводы и скважины априори более рентабельны. Результаты мы сейчас наблюдаем. Эти владельцы не создали и не развили настоящих СМИ. Впрочем, профессиональные издатели и вообще медиаменеджеры есть не только в других странах, но и в России (хотя в большинстве своем они здесь работают на иностранные компании)», — подтвердил Бершидский «Часкору».
«О непрофильности медиабизнеса для большинства владельцев написано уже много, я тут не оригинален. Инвесторов в массмедиа сегодня практически назначают, это как бы род налога на бизнесмена, получающего экономические преференции от государства. И чуть что — бьют по голове именно владельца, а не главного редактора. Немногие же профессиональные издательские дома, такие как «Профмедиа», словно черт от ладана шарахаются от любых проектов, связанных с политикой. Не случайно они ушли от владения «Известиями» и «Комсомолкой». Себе дороже. Как говорили в наше время — владеть газетой или журналом, что львицу целовать — страха много, а удовольствия никакого. Так что будем ждать облегчения политического климата в стране», — полагает Лев Гущин.
Отвечая на вопросы «Часкора», Гущин также отметил:
«В сущности, кризисный период до сих пор для журнала был один — в 1993–1994 годах, когда мы экономически рухнули, не выдержав тяжести собственного тиража (даже тогда он переваливал за миллион экземпляров в неделю, инфляция же превратила подписные деньги в ничто). Тогда мы вынуждены были отдаться Березовскому, что на какой-то период проблемы решило. Но тогда в жанре журнального еженедельника «Огонек», в сущности, не имел конкурентов. Сегодня картина иная. Честно говоря, я бы не хотел, чтобы «Огонек» оставался в этой нише — журнала типа Time. Мне кажется, этот путь для него исчерпан. В мире существуют и другие форматы еженедельников. Но на революцию надо решиться — и редакции, и владельцам. Сегодня же не лучшее время для кардинальных перемен, тем более они будут связаны со значительными первоначальными затратами. Но как по-иному преодолеть кризис — я не знаю».
Что касается помощи со стороны государства, на которую потенциально может рассчитывать «Огонек», то и тут все непросто.
Лев Гущин: «Стоит рассматривать любую помощь, другое дело, каковы будут условия этой помощи. Как бы не задушили в объятиях».
Леонид Бершидский: «Сейчас много кто хочет отдать свои неудачные проекты государству. Вопрос в том, хочет ли и может ли оно их все забрать».
Судьба «Огонька» висит на волоске.