14/11/2012 15:33
Как утверждают московские раввины, 60 тысяч евреев вернулись за последние годы из Израиля в Россию. «Впервые за многие годы евреи ощущают себя в России комфортно», открыто говорят представители еврейский общины. Действительно ли антисемитизм остался у нас лишь в быту, решила выяснить газета ВЗГЛЯД. В начале ноября Владимир Путин на встрече с главным раввином России Берл Лазаром и президентом Федерации еврейских общин страны Александром Бородой отметил, что антисемитизм на бытовом уровне в России искоренен еще не до конца.
«Вы сказали, что антисемитизма стало меньше, а значит - он есть все-таки», - сказал президент, отвечая Лазару. «На государственном уровне его, конечно, не существует, но на бытовом он имеет место», - отметил Путин.
В свою очередь Лазар подчеркнул, что сейчас впервые за многие годы проявления антисемитизма сократились, и евреи ощущает себя в России комфортно.
«Во многом это благодаря Вам», - признался главный раввин России.
На церемонии открытия Еврейского музея и центра толерантности в Москве, которой и предшествовала встреча, Лазар заявил, что появление этого учреждения означает, что у общины есть не только трагическое прошлое, но и уверенность в завтрашнем дне, есть будущее.
Музей умолчаний
Но прежде, о самом музее. Создатели (Федерация еврейских общин России) попытались рассказать об истории евреев в России, об их участии в революциях ХХ века, Гражданской и Великой отечественной войнах, в последующие годы до наших дней. Посетители могут узнать, что русские цари евреев в своей стране видеть не желали, и на территории империи евреи оказались в результате расширения ее границ в результате разделов Польши. Однако сама экспозиция оставляет ощущения недосказанности и какой-то торопливости. Например, об уничтожении евреев во время польского похода украинского гетмана Богдана Хмельницкого (Хмельничина), сказано очень скупо. А ведь до гитлеровского геноцида в еврейских семьях детей пугали Хмельницким. По мнению некоторых историков, погибло до 50 000 человек, четверть еврейского населения. Есть и другие оценки, где речь идет о 300 000 убитых. Еврейский музей в Москве ясности в этот вопрос не вносит.
Участие евреев в революционной деятельности в конце XIX и начале ХХ века в большей степени объясняется отходом от религиозной традиции, получением светского образования, в том числе и в Европе. Но это верно лишь отчасти. Отход от религии в тот период не был специфической чертой еврейской молодежи, это было общее явление. А вот невозможности для евреев реализовать себя в России из-за государственного антисемитизма, можно было уделить и больше внимания. Вероятно, такая трактовка связана, что музей создан именно религиозной организацией.
На стенде, посвященном Гражданской войне, как и в случае с Хмельничиной, указывается, что на территории подконтрольной белогвардейцам и разнообразным атаманам шли погромы, которые пресекала Красная армия. Этим, по мнению, создателей, и определялось отношение евреев к противоборствующим сторонам. Но опять-таки, если речь идет о музее, то хотелось бы увидеть работу историков, подкрепляющую вывод цифрами и фактами. А ведь такие исследования есть. В частности, издан сборник документов «Книга погромов» под редакцией Лидии Маляковой, которая, кстати, в интервью газете «Время новостей» утверждала, что громили все, и красные тоже: «Все эти силы сталкивались, меняли свои позиции, входили во временные коалиции с бывшими противниками, теряли власть или ее обретали, но все они принимали участие в еврейских погромах. В головах у людей был полный сумбур, они могли воевать за красных, но если вдруг какой-то приказ им не нравился, переходили на сторону белых. Единственное, что оставалось неизменным для всех - антисемитизм». Так что, не все так просто.
Зал, посвященный истории Великой отечественной войны, так же удивляет своей скудностью. Например, незначительное место уделено теме еврейских партизанских отрядов. А таковые были. И были очень непростые отношения у евреев, уходивших в партизаны с командованием отрядов. Нередко их отказывались принимать, обрекая на гибель. Словом, на множество вопросов, ответов историков не видно.
Самый смешной экспонат – это реконструкция еврейской квартиры 60-70-х годов прошлого века. Смешной, не потому что голограммы ее обителей рассказывают анекдоты, а от того, что ее «еврейскость» заключается в стоящих на полках еврейских книгах. На самом деле, в те годы, еврейские книги, если они вообще были у ассимилированных советских евреев, тщательно прятали, и на полки никто не ставил – это было бы свидетельством неблагонадежности, доносом на самого себя.
«Такой музей говорит, что еврейский вопрос в России есть. Если в еврейском музее одесскому кабачку уделено места больше, чем Холокосту, то его создатели не решились раскрыть тему отношений евреев и Российской империи», - заявил газете ВЗГЛЯД представитель движения «За права человека» Евгений Ихлов. «Жаль, что у Дарьи Жуковой отняли выставочный зал, потому что поставить Шолом-Алейхема из папье-маше – это еще не значит создать еврейский музей», - добавил он.
Но с таким утверждением согласные не все.
«Пугающий уход от традиций»
«Еврейский вопрос» в России сегодня есть у евреев к самим себе, - заявил газете ВЗГЛЯД раввин Зиновий Коган. – Это пугающий уход еврейской молодежи от традиций и культуры. Число семей, желающих, чтобы дети изучали в школах «основы иудейской культуры» оказалось в Центральном федеральном округе – 0 процентов, это при том, что 70 процентов евреев живут сегодня в Москве.
По данным Минобрнауки, которые приводит РИА «Новости», «Основы иудейской культуры» выбрали 0,1% родителей.
«Завет со Всевышним евреи заключили 3500 лет назад, но теперь соблюдают по собственному выбору ту или иную заповедь», - сокрушается священнослужитель.
Зиновий Коган согласен со своим коллегой раввином Лазаром в том, что государственного антисемитизма в России нет. «Он есть на бытовом уровне, и связан с социальным расслоением общества», - считает Зиновий Коган. «Евреи – народ небогатый, и они с удивлением и ужасом смотрят на отдельных богатых евреев. Поэты, художники, артисты, ученые радуют куда больше, ими гордятся», - говорит раввин Коган. По его мнению, если, что и может провоцировать антисемитизм, так это как раз богатство отдельных евреев. При этом, раввин отмечает, что «теперь они уже не олигархи, совсем аполитичны и озабочены лишь сохранением нажитого».
Но и в участии евреев в политике Зиновий Коган ничего страшного не видит, в том числе и в оппозиционной.
Две церкви
Раввин Коган не видит угрозы в пропаганде антисемитских настроений и со стороны Русской православной церкви.
«Я точно знаю, что патриарх Кирилл – не антисемит, в 1997 году, когда принимался закон о свободе совести, то благодаря доброй воле, тогда еще митрополита Кирилла, в преамбуле сохранилось упоминание об иудаизме, как одной из традиционных конфессий России», - напомнил он. Даже недавний визит Патриарха Кирилла в Белосток (Польша) и его поклонение мощам святого Гавриила Белостокского раввина не смущает. По преданию, младенец Гавриил был убит неким евреем в ритуальных целях (т.е. речь идет о так называемом «кровавом навете на иудеев»).
Федерация еврейских общин России тогда заявила, что считает недопустимым, чтобы «церковная инквизиция и религиозные гонения Средневековья оставались частью современных религиозных отношений». Но претензии ФЕОР предъявила не патриарху, а журналистам, процитировавшим житие святого. А раввин Коган, один из руководителей другой еврейской организации – Конгресса еврейских религиозных общин России (КЕРОР) считает, что проблемы нет вовсе. «Думаю, программу визита патриарха готовила не только российская, но и польская сторона», - пояснил он. И подчеркнул, что ему не нравится, когда «корят и чернят патриарха Кирилла.
Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод, в свою очередь, отметил, что факт поклонения патриарха мощам святого Гавриила Белостокского «был критически отмечен в мониторинге бюро», и добавил, что сейчас в России «мало кто помнит о деле Бейлиса». Но в целом, Брод считает, что иерархи РПЦ «осуждают антисемитизм». «Лет семь назад мы вели специальный мониторинг распространения антисемитской литературы в церковных лавках, с тех пор ситуация изменилась к лучшему», - считает глава МБПЧ.
Претензий к властям, в части антисемитизма, у Брода и вовсе нет. «Для развития еврейских общин в России созданы все условия, некоторые даже получают финансирование на образовательные проекты из муниципальных и региональных бюджетов», - сказал он. Руководитель МБПЧ считает, что «власть ведет с еврейскими общинами открытый диалог и жестко реагирует на проявления антисемитизма». Он напомнил о «жестком приговоре по делу Копцева (напавшего с ножом на прихожан московской синагоги) и жесткой реакции на письмо депутатов Госдумы, требовавших запретить деятельность еврейских организаций».
«Вернулось бы больше»
Не видит Александр Брод и никаких проблем в связи с назначением телеведущего Максима Шевченко в президентский совет по межнациональным отношениям и правам человека.
Напомним, что в 2011 году Российский еврейский конгресс публично обратился к властям с призывом прекратить членство Шевченко в Общественной палате РФ, который в одном из комментариев заявил о том, что многие в Европе сопоставляют политику еврейского государства с «нацистской политикой в Германии по отношению к евреям».
«Откровенно шовинистское, разжигающее антиизраильские настроения высказывание Максима Шевченко - далеко не первое, но на этот раз вышедшее за рамки понимания, - вступает в безусловное противоречие с базовыми принципами работы Общественной палаты РФ и особенно - с деятельностью комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести, в которой он состоит», - говорилось тогда в заявлении РЕК.
В новый состав ОП РФ Шевченко не вошел, но в состав СПЧ вошел. Еврейские организации на это никак не отреагировали.
Брод, которого, несмотря на противодействие членов президентского совета по правам человека, глава государства все-таки решил в организацию включить, говорит, что «знаком критическими замечаниями Шевченко в адрес Израиля, но не в отношении евреев». «Мы с ним полемизировали, у нас с ним были разногласия по списку антиэкстремистской литературы, но я не думаю, что в новый состав Общественной палаты он не был включен из-за того высказывания. А в президентские советы его включили, потому что оценили, как специалиста по Северному Кавказу», - объяснил Александр Брод.
Хотя, МБПЧ фиксирует наличие антисемитских сайтов и соответствующей риторики во время предвыборных кампаний, глава бюро серьезной угрозы пока не видит. «Сейчас доминируют антикавказские и антимигрантские настроения», - заявил Александр Брод.
А по данным раввина Когана, более 60 000 евреев вернулись из Израиля в Россию. «Здесь они живут, работают, растят детей. Было бы больше стабильности не в смысле антисемитизма, а вообще – в стране, вернулось бы больше», - заключил Коган.
Оригинал (на 14/11/2012): www.vz.ru
В случае обнаружения неточностей или ошибок просим Вас сообщить об этом по адресу
|