В Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина в четверг открылась выставка "Пьеро делла Франческа и его современники. Образ Мадонны", на которой представлены четыре шедевра эпохи раннего Возрождения, передает ТАСС.
"У зрителя есть возможность увидеть произведения ведущих мастеров конца XV века, созданных в разных ситуациях - каждый из художников принадлежит к определенному кругу. Их можно сопоставить между собой и понять, что в ту эпоху было много разных индивидуальностей, гениев и сама по себе она была весьма многогранна", - рассказала агентству куратор выставки, главный научный сотрудник ГМИИ и крупнейший в России специалист по искусству Возрождения Виктория Маркова.
Центральным экспонатом экспозиции стала "Мадонна Сенигалья" Пьеро делла Франческа из Национальной галереи Марке. Картина была написана по заказу герцога Федерико де Монтефельтро , предположительно, как свадебный подарок урбинского правителя дочери Джованне. Кстати, образы самого герцога и его супруги, запечатленные художником в профиль, признаны экспертами одними из лучших портретов эпохи Возрождения.
"То, что видим в картине Пьеро делла Франческа - внешне она кажется неподвижной, отстранённой и несколько холодной, но в ней есть идея классики, достоинства и представления о высоких ценностях, в первую очередь духовных", - поделилась куратор.
"Мадонну Сенигалья" сопровождают работы художников, которые работали в городах северной Италии. Две из них - "Мадонна с херувимами" Джованни Беллини и "Мадонна со спящим младенцем" Козимо Туры предоставлены венецианской Галереей Академии, а из асконской Городской картинной галереи "Франческо Подести" прибыла "Мадонна с младенцем" Карло Кривелли. По словам Марковой, этот художник весьма популярен у публики за свою любовь к изображению декоративных деталей - цветочных гирлянд, фруктов и овощей.
"Его живопись как бы культивировала эстетическую сторону красоты как таковой и тщательность изображения. Козимо Тура - художник нервный, экспрессивный, внутренне конфликтный. Отдаленные типологические связи с Пьеро делла Франческа у него можно проследить, но как личность он был мастером, противоположным его классическому устремлению. Образ Беллини ближе к "Мадонне Сенигалья", но совсем другой - здесь он поэтический, связанный с пейзажем", - отметила эксперт.
По словам Марковой, у выставки есть также очень важный содержательный аспект.
"Экспозиция ставит вопрос, что эти произведения представляли собой? В нашей стране, к сожалению, было 70 лет безверия и людей приучили к тому, что такие вещи носят исключительно светский характер, что в корне не верно. Эта выставка и об этом в том числе", - заключила она.
Первоначально планировалось показать "Мадонну Сенегалья" Пьеро делла Франческа в сопровождении не трех, а четырех образов других художников, однако в виду хрупкости картины Андреа Мантеньи из Академии Каррара в Бергамо ее показ в Москве не состоится.
Организацией дорогостоящего проекта занималась компания Mondo Mostre, которая привозила Тициана в Москву и Ботичелли в Гонконг.