Легенда отечественного кино, поэт, блестящий мемуарист и создатель язвительных эпиграмм расскажет в «Театральной летописи» о работе в спектаклях «Кот домашний средней пушистости», «Балалайкин и Ко», «Пигмалион», «Кто боится Вирджинии Вульф?», а также о тех, с кем Валентин Гафт работал.
Четыре вечера подряд эмоциональный и артистичный рассказчик Гафт будет дарить зрителям возможность окунуться в атмосферу театра. В программе актер вспоминает о своих театральных «уроках» у Сергея Столярова и Ираклия Андроникова, об учебе в Школе-студии МХАТ, педагогах и сокурсниках – Олеге Ефремове, Василии Топоркове, Дмитрии Журавлеве, Евгении Евстигнееве, размышляет о своем отношении к актерской профессии в целом и театру в частности. Рассказывает об актерах, режиссерах и драматургах, с которыми ему приходилось работать. Своим первым учителем Гафт считает Олега Ефремова. «Ефремов был блестящим педагогом, – говорит актер. – Он был абсолютно не похож на других преподавателей нашего института. Мы привыкли, что педагоги ходят в замечательных костюмах, в белоснежных рубашках с галстуками-бабочками. А тут стремительный молодой человек в свитере, похожий на пионервожатого без пионерского галстука. Ефремов учил нас самому трудному в профессии: преодолевая стереотипы и штампы, быть самим собой».
Валентин Гафт работал в самых любимых зрителями театрах Москвы – «Сатире», «Ленкоме», театре на Малой Бронной, им. Моссовета – у самых знаменитых режиссеров – Эфроса, Плучека, Завадского, Товстоногова. В 1969 году Олег Ефремов пригласил Гафта в театр «Современник», где актер служит до сих пор. «Театр «Современник» – это, конечно, мой дом, где рядом со мной трудятся абсолютно родные люди, включая главного режиссера, где сыграны десятки ролей, – продолжает Гафт. – Хорошо или плохо, но этот театр сделал меня тем, кем я являюсь, – человеком и артистом. Галина Волчек – личность, на которой держится театр. А держать театр столько лет, чтобы он не просто выживал, но жил, развивался, имел успех, а у нас постоянные аншлаги, это не каждому дается».
Несмотря на огромное количество сыгранных ролей в театре и кино, Гафт считает себя невостребованным артистом и в этом винит только себя: «Судьбу нельзя клясть. Она зависит от тебя самого. Я много предложений отклонил, порой даже сам не понимая причины. Например, отказался сниматься у Захарова в фильме «Тот самый Мюнхгаузен», у Данелии в «Кин-Дза-Дза», в «Золотом теленке» мне предлагали роль Паниковского. Табаков несколько раз звал в МХТ, должен был играть в «№ 13», который поставил Владимир Машков. Я упустил много возможностей. Наверстать это невозможно. Все время жалеть о том, что что-то было не так, тоже нельзя. Вознаградит судьба, если ты будешь верить. Энергия нужна, нужен режиссер, нужен драматургический материал».
В программу «Театральная летопись» включены фрагменты из фильмов «Здравствуйте, я ваша тетя!», «О бедном гусаре замолвите слово», «По главной улице с оркестром», «Забытая мелодия для флейты», «Гараж», спектаклей «Спешите делать добро», «Кто боится Вирджинии Вульф?» и др.Звучит музыка композиторов Андрея Петрова, Максима Кравченко и «Песенка о Моцарте» Булата Окуджавы в исполнении автора. Использованы материалы из архивов театра им. Моссовета и «Современника», Гостелерадиофонда.
Смотрите с понедельника по четверг в 23.30 программу «Театральная летопись» на телеканале Культура.