В этом году Андрей Плахов входит в жюри дебютных картин на Венецианском кинофестивале
30 августа в Венеции стартует 63-е кинобиеннале.
Президент Международной Федерации Кинокритиков (ФИПРЕССИ), кинообозреватель Андрей Плахов рассказал BBCRussian.com об истории кино-карнавала на Лидо и о главных надеждах нового сезона.
С Андреем Плаховым беседовала Мария Бейкер.
Би-би-си: Андрей, о Венецианском фестивале все слышали, но далеко не все знают, каково значение этого события в календаре мирового кинематографа. К примеру, может ли фестиваль в Венеции соперничать с Каннским?
Венецианский фестиваль отличается, прежде всего, тем, что на него очень сильно влияет политика. Фестиваль пропитан политикой так же, как и все остальные сферы жизни Италии
Андрей Плахов: Венецианский кинофестиваль - старейший в мире. Первый киносмотр был проведен в 1930-е годы, еще до войны. Так что Венеция считается "гранд-дамой" фестивального движения! Каннский фестиваль возник позднее, но вскоре, в силу политических причин, вышел вперед. Однако соперничество между Канном и Венецией продолжается, и каждый год мы видим, как эти два фестиваля борются за лучшие фильмы. Иногда побеждает Канн, иногда - Венеция.
Би-би-си: В чем же главное отличие Венеции?
А.П.: Венецианский фестиваль отличается, прежде всего, тем, что на него очень сильно влияет политика. Фестиваль пропитан политикой так же, как и все остальные сферы жизни Италии. К примеру, здесь очень часто меняют директоров. Только за послевоенную историю их сменилось восемнадцать! В то время как в Канне или Берлине директоров было всего три или четыре.
Вторая отличительная черта Венеции - она остается заповедником чистого искусства. Кинобиеннале старается не поддаваться влиянию коммерции до такой степени, как это происходит в Канне или Берлине.
Би-би-си: Расскажите, пожалуйста, о программе этого года.
А.П.: О программе можно будет судить только после того, как ее увидишь, хотя, конечно, имена режиссеров известны. Здесь собраны сливки мирового кино, и работы многих режиссеров ждали уже давно. Например, в этом году в Венеции будут чествовать Дэвида Линча - он покажет свой новый фильм "Внутренняя империя", и ему вручат почетного Золотого Льва за вклад в киноискусство.
Меня лично очень интригует фильм португальского режиссера Мануэла Де Оливейры "Красавица навсегда". Этому режиссеру уже 98 лет, тем не менее, он продолжает снимать кино! "Красавица навсегда" - римейк фильма "Дневная карсавица" Бунюэля, в котором снималась Катрин Денев и который получил Золотого Льва здесь же в Венеции в 1960-е годы.
И вот спустя почти сорок лет фильм возвращается с другой актрисой, Бюль Ожье, но с тем же актером - Мишелем Пикколи! Тот фильм по-французски назывался "Belle dе jour", а этот в рифму с ним назван "Belle toujours". Фильм показывают вне конкурса. Де Оливейра - прославленный патриарх, а сама Катрин Денев возглавляет жюри фестиваля.
Би-би-си: А как в этом году обстоят дела с "политическими" хитами?
Очень приятно, что Венеция всегда находит фильмы из России и для конкурса, и для параллельных показов, и они здесь довольно успешны
А.П.: Организаторы фестиваля стараются не превратить кинобиеннале в обитель чистого искусства, "башню из слоновой кости", и приглашают в Венецию голливудских актеров и режиссеров.
Надо сказать, что многие голливудские деятели и представители кинобизнеса приезжают сюда более охотно, чем в Канн. Они обычно останавливаются на роскошных виллах в пригородах Венеции, и там кипит бурная светская жизнь. В этом году Оливер Стоун представит на фестивале свой фильм "Всемирный торговый центр" о событиях 11 сентября.
Би-би-си: Что, на Ваш взгляд, наиболее интересно в главном конкурсе?
А.П.: Лента английского режиссера Стивена Фрирза "Королева". Молодой американец Даррен Аронофски покажет свой фильм "Фонтан". Из итальянцев - Джанни Амелио с фильмом "Пропавшая звезда", из французов - Бенуа Жако с "Неприкасаемым".
На открытии фестиваля покажут "Черную орхидею" Брайена Де Пальмы. Опять-таки, это способ привлечь кинобизнес и прессу и порадовать публику. В "Черной орхидее" играет Скарлет Йоханссен и другие звезды. Все они приедут на Лидо, выйдут из гондолы и пройдут по лестнице в фестивальный дворец. Это будет очень красивое зрелище!
Би-би-си: В этом году и в главном конкурсе, и в альтернативной программе "Горизонты" участвуют российские картины, а фильм Павла Лунгина "Остров" станет фильмом закрытия. В Венеции, в отличие от Канна, любят российское кино, не так ли?
А.П.: Так было не всегда. Я помню, у Венеции случались и периоды охлаждения к российскому кино. Но, правда, это было в те годы, когда в России почти не снимали кино. На большие фестивали, как известно, вообще очень трудно пробиться. К примеру, ни в Канне, ни в Берлине, в этом году в главном конкурсе не было российских картин. Поэтому очень приятно, что Венеция всегда находит фильмы из России и для конкурса, и для параллельных показов, и они здесь довольно успешны.
К сожалению, с Катрин Денев мы не будем так тесно общаться, но в жюри конкурса дебютов тоже входят очень яркие и интересные люди - я даже не совсем представляю, как мы сможем найти общую платформу
Конечно, очень вдохновляет пример фильма "Возвращение" Андрея Звягинцева, который три года назад получил здесь главный приз. В этом году выбран фильм Ивана Вырыпаева "Эйфория": картина участвует в главном конкурсе и в конкурсе дебютов. А в программе "Горизонты" покажут фильм Бориса Хлебникова "Свободное плавание".
Кроме того, на биеннале пройдет ретроспектива российского мюзикла - 18 картин, снятых с начала тридцатых до середины семидесятых. От "Веселых ребят" до "Романса о влюбленных". Чем объяснить такое внимание к кино из России? Дело, отчасти, в том, что директор фестиваля, Марко Мюллер - большой любитель и знаток российского кино.
Би-би-си: Андрей, в этом году Вы находитесь в Венеции не только в качестве президента ФИПРЕССИ и кинообозревателя, вы также входите в жюри дебютных картин. Расскажите, пожалуйста, как работает жюри и как решается судьба конкурсных фильмов?
А.П.: Дело в том, что на время фестиваля члены жюри должны создать что-то похожее на семью. Притом, что все люди очень разные, они должны как-то ужиться вместе! К сожалению, с Катрин Денев мы не будем так тесно общаться, но в жюри конкурса дебютов тоже входят очень яркие и интересные люди - я даже не совсем представляю, как мы сможем найти общую платформу.
В жюри вместе со мной будут иранский режиссер Мохсен Махмальбаф, мексиканец, работающий в Голливуде, Гильермо Дель Торо, итальянская актриса Стефания Рока, а возглавит жюри дебютов крупнейший голливудский продюсер Пола Вагнер. Она работает с Томом Крузом, это такая очень серьезная бизнес-леди.
Поэтому можно предположить, что вкусы у всех нас очень разные, а выбрать нам надо будет один единственный фильм из восемнадцати. Режиссер этого фильма получит 100 тысяч евро, премию имени итальянского продюсера Луиджи Де Лаурентиса - "Золотой Лев Будущего". На нас лежит колоссальная ответственность! Задача стоит очень сложная, но вот каким-то образом мы попытаемся ее решить.