Премьер-министр России Михаил Фрадков уговорил президента Казахстана Нурсултана Назарбаева не пускать нефть в обход России, пишет в понедельник газета "Коммерсант".
В ходе недавнего официального визита в Казахстан глава российского кабинета министров подписал с главой Казахстана протокол, закрепляющий на ближайшие пять лет объем транзита казахской нефти через трубопровод Атырау-Самара.
Газета отмечает, что одновременно с Фрадковым в Астане находился президент Польши Лех Качиньский, совершавший турне по Казахстану и Азербайджану с целью уговорить власти этих стран поддержать проект продления трубопровода Одесса-Броды до Плоцка и Гданьска. Ранее эту идею поддержали страны-транзитеры Грузия и Украина, и Качиньскому, добивающемуся уменьшения зависимости Польши от поставок российских энергоносителей, оставалось договориться со странами-экспортерами нефти.
Но тут, как считает "Коммерсант", на пути президента Польши встал Михаил Фрадков. Утвердив объемы поставок казахской нефти через Россию, заключив предварительно ряд других соглашений, в частности, о строительстве в Казахстане силами российских специалистов АЭС и об увеличении объема российских инвестиций в экономику Казахстана, российский премьер-министр фактически сделал невозможным достижение согласия между Казахстаном и Польшей по вопросу о присоединении первого к проекту развития нефтепровода Одесса-Броды. Так, президент Назарбаев заявил Качиньскому, что Казахстан в принципе может принять участие в этом проекте, но только при условии подключения к нему России.
Глава Польши также был намерен способствовать допуску польских компаний к добыче нефти в Казахстане. И в этом, по мнению газеты, полякам фактически было отказано. Как сказал один из членов польской делегации, директор нефтяной компании PKN Orlen Петр Ковнаки, "казахская сторона неожиданно отказалась заключить с нами сделку о разработке нефтяных месторождений".
Напомним, что в мае 2007 года состоится официальный визит в Казахстан президента России Владимира Путина, и
тогда, как считает "Коммерсант", Назарбаев сможет продолжить переговоры с Россией об условиях транзита казахской нефти.