Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) потребовала от крупнейшего российского оператора дальней связи Ростелеком объяснений по поводу его отношений с Ираном, Сирией, Кубой, Северной Кореей и Суданом. Эти государства, по мнению Белого дома, спонсируют терроризм и поэтому подлежат экономическим санкциям.
В пресс-службе Ростелекома газете ВЗГЛЯД подтвердили получение письма от помощника директора SEC Ларри Шпиргела с требованием разъяснений. Комиссию интересует, в частности, существует ли потенциальный риск для владельцев ценных бумаг российского оператора из-за осуществления связи с этими странами.
На Нью-йоркской фондовой бирже (NYSE) торгуются около 8% бумаг российской компании (в виде депозитарных расписок ADR). Капитализация Ростелекома составляет свыше 6,6 млрд долларов. Выручка за 2006 год – 60 млрд рублей.
Ростелеком в двух ответных письмах отметил, что нигде в мире закон не ограничивает звонки в данные страны. У российского оператора в перечисленных странах нет каких-либо представительств и дочерних структур. Доходы от деятельности в этих странах имеют небольшую долю в общей структуре. В 2005 году доходы от входящего трафика из Сирии и Ирана составили около 1 млн долларов (0,6% от общего входящего трафика), от исходящего – 0,5 млн долларов (0,3%), межоператорские выплаты Ростелекому составили 0,47 млн долларов. Менее 1 млн долларов принесла оператору связь с Северной Кореей, Кубой и Суданом.
Ростелеком изучил документы крупных американских операторов Verizon и AT&T и пришел к выводу, что в них не прописаны возможные риски, которые могут возникнуть у инвесторов в связи с тем, что обе компании получают и передают звонки в перечисленные страны.
Пресс-секретарь Ростелекома Антон Клименко сообщил газете ВЗГЛЯД, что «американская сторона удовлетворена разъяснениями» и «вопросов к ним не имеет». По его словам, «Ростелеком не рассматривает возможности введения запрета на звонки в перечисленные страны», поскольку в противном случае был бы создан прецедент, который повлек бы за собой разбирательства с другими операторами, чьи акции находятся в свободном обращении на американском фондовом рынке.
Другие российские операторы, чьи акции котируются на NYSE («Вымпелком», МТС и Golden Telecom) запросов от американской комиссии не получали.
Как отмечают западные СМИ, у американских финансовых чиновников появилась идея фикс – рынок должен быть свободным, но с ограничениями для отдельных стран. Например, летом прошлого года Комиссия по ценным бумагам направила официальное письмо корпорации Ford Motor с замечанием, что в отчетах для инвесторов компании не были упомянуты деловые операции подразделения компании Mazda в Иране, Судане и Сирии.
В письме комиссия обращалась к Ford с просьбой учитывать «качественные факторы, которые разумный инвестор принимает во внимание для принятия инвестиционного решения» и учитывать «потенциальное воздействие корпоративной деятельности (в Иране и других террористических государствах) на репутацию корпораций и стоимость их ценных бумаг».
SEC также отметила, что законодательство Луизианы и Аризоны запрещает пенсионным фондам инвестировать средства вкладчиков в бизнес стран, которые Белый дом считает спонсорами терроризма.
В отношении российских компаний с реальными санкциями со стороны США столкнулись лишь представители оборонной промышленности. В январе 2007 года президент Владимир Путин подписал указ о предоставлении Рособоронэкспорту эксклюзивного права торговли военной продукцией с иностранными государствами. Тогда же администрация Джорджа Буша ввела санкции против Рособоронэкспорта, Тульского КБ приборостроения и Коломенского КБ машиностроения сроком на два года. Согласно документу, в соответствии с законом США о нераспространении оружия в Иран и Сирию, санкции были применены в отношении 24 зарубежных юридических и физических лиц из 10 стран, включая российские компании. В Рособоронэкспорте расценили введенные против него санкции США как проявление недобросовестной конкуренции против «компании и Российской Федерации в целом».