Необходимость сокращений в армии вызвана тяжелейшим за последние десятилетия кризисом финансирования оборонных программ. В результате британская армия лишится части танков и тяжелых артиллеристских систем, их предполагается компенсировать ростом численности военнослужащих пехотных подразделений. Под сокращение попадут также ВВС и флот. Аналитики предупреждают об опасных последствиях этого решения.
Под сокращение попала значительная, преимущественно морально устаревшая часть боевой техники, пишет Financial Times. Среди них штурмовики Jaguar (выведены из боевого состава летом прошлого года), военно-транспортные вертолеты SA 330 Puma, три эсминца «Тип 42» (Glasgow, Cardiff и Newcastle), три фрегата «Тип 23» (Norfolk, Marlborough и Grafton), шесть батарей тяжелой артиллерии общей численностью 33 единицы артиллерийских установок AS-90 и другое вооружение.
О предстоящих изменениях в середине июня при вступлении на пост начальника британского генштаба сообщил генерал Ричард Даннатт. Позднее министр обороны страны Джефа Хун заявил, что структурная реорганизация продиктована глобальными изменениями в военной стратегии и тактике ведения боевых действий. По словам Хуна, теперь власти будут делать упор на гибкость и способность сражаться за пределами Соединенного королевства.
С тех пор, как в 1998 году была опубликована последняя по времени британская оборонная доктрина (документ, известный под названием Strategic Defence Review), прошло десять лет, в течение которых некоторые виды Вооруженных Сил уже были урезаны.
Четыре года назад снова было объявлено о сокращении к 2008 году личного состава Королевских ВВС на 7500 человек, а флота – на 1500 военнослужащих. Кроме того, работу в армии потеряли еще не менее 10 тыс. гражданских лиц.
Теперь Вооруженные Силы Великобритании страдают от нехватки военнослужащих, сообщает The Telegraph . Недокомплект личного состава армии составляет 3290 человек, в военно-морских силах Великобритании не хватает 1280 военнослужащих, а в RAF (военно-воздушные силы страны) – 940 человек.
Сокращения в ВВС привели к весьма печальным последствиям: из-за отсутствия квалифицированных пилотов простаивают вертолеты Apache. Из заказанной партии в 67 вертолетов в распоряжение Министерства обороны поступило уже около 30 машин. Однако большинство из них до середины 2008 года будут стоять в ангарах, так как только к этому времени завершится программа подготовки пилотов. По той же причине еще в середине 2006 года армия сократила закупки транспортно-боевых вертолетов Agusta-Westland Linx с 70 машин до 40.
Критики Министерства обороны назвали решение о закупке такой большой партии вертолетов пустой тратой средств, поскольку летать на них некому. Кроме того, в целях экономии средств командование сократило время ежемесячного налета для экипажей реактивных истребителей с 17,5 часов до 16,5, что негативно сказывается на уровне их летно-боевой подготовки.
Теперь, по мнению FT, наступает очередной этап сокращений, в ходе которых 4-я танковая бригада станет механизированной, а 19-я механизированная будет преобразована в легкую пехотную. В результате преобразований из состава танковой бригады будет изъята большая часть танков Challenger, а механизированное подразделение лишится тяжелых 155-милимметровых самоходок AS-90. Кроме того, из обеих бригад, возможно, будут частично изъяты гусеничные БМП Warrior.
Цель этих изменений – ликвидация в армии специализированных подразделений, таких, как танковые бригады, вместо которых будут создаваться пехотные бригады более однородного состава.
Как заявил в своей речи генерал Даннатт, сверхзадачей реформы является придание Вооруженным Силам высокого качественного уровня при минимальных затратах и жесткой экономии на человеческих и материальных ресурсах.
При этом Лондон не намерен разрабатывать собственные высокозатратные оборонные проекты, такие, как создание аппаратов космической разведки или систем противоракетной обороны, а будет полагаться в этом на поддержку ближайшего союзника - США. По мнению шефа британского генштаба, для армии Соединенного Королевства будет достаточно, если она сможет направить в любой конфликтный регион армию из 30 тыс. вооруженных бойцов.
Таким образом британские военные считают, что в изменившихся условиях их противниками будут в основном нерегулярные, полупартизанские воинские формирования, оснащенные низкотехнологичными системами оружия.
«Как сказал один офицер, «самая серьезная угроза Королевским ВМС в течение ближайшего поколения будет исходить от людей в резиновых лодках», - писала ранее в этом месяце The Guardian. - Действительно, вряд ли «Аль-Каида» сможет купить подводные лодки. Конечно, в течение жизни нынешнего поколения остается возможность конфликта между Западом и Россией или Западом и Китаем, но оборонное планирование - это всегда выбор и всегда расстановка приоритетов. И притворяться, что мы можем дать нашим военным достаточно оружия, чтобы биться с китайцами, просто нереально».
С коллегами согласен и автор заметки в понедельничном выпуске FT, известный британский эксперт по вопросам безопасности Стивен Фидлер, который полагает, что оборонная политика лейбористов подрывает военный потенциал страны: «Нельзя закрывать глаза на риски, связанные с выбором в пользу вооруженных сил, способных противостоять меньшему количеству угроз в сфере национальной безопасности.
Сегодня в военной мысли центральное место занимают экспедиционные операции вроде иракской и афганской, но через десять лет ситуация может измениться.
Неразумным может оказаться и расчет на сохранение хороших отношений с Россией или готовность США и дальше субсидировать оборону Европы. Поэтому Британии не следует с легкостью отказываться от своего военного потенциала. Если же она поступит таким образом, это должно стать результатом осознанного выбора, основанного на всей полноте информации, а не келейного процесса, как сегодня».