Традиции испанской корриды прекрасно прижились в Эквадоре, став частью местной культуры. Вместе с тем они приобрели в Новом Свете ярко выраженную национальную окраску.
Небольшой городок Мачачи находится к югу от столицы. Ежегодно в июле здесь проводится праздник чаграс под названием «Пасео дель Чагра». Со всей страны сюда стекаются любители острых ощущений, ведь гвоздь программы — коррида, в которой принимают участие все желающие.
Слово «чаграс» происходит от слова «чакара», обозначающего на языке кечуа надел земли. Чаграс возникли примерно в XVII веке в ответ на потребность управлять диким скотом в больших земельных владениях. С тех пор на протяжении последних веков жизнь чаграс не менялась, и их дети вырастают в тех же традициях, что их деды и прадеды.
Читать дальшеВ нескольких десятках километров от Мачачи, в горах, расположена одна из горных асьенд родственников моего мужа — семьи Перес. Называется она Эль-Порвенир (исп. porvenir — «судьба, будущее») и охватывает большую территорию в несколько тысяч гектаров между тремя вулканами — Котопакси, Пасочоа и Синчолагуа. Именно отсюда на корриду в Мачачи поставляются самые отборные дикие быки, которых чаграс накануне отлавливают в горах во время родео. Их цель — собрать как можно больше «ганадо браво» (исп. ganado — «скот», bravo — «бодливый»).
Оседлав лошадей, участники родео (около ста человек) выехали на площадку и встали в круг, чтобы прочитать молитву. Далее следовали несколько часов, оставшиеся для меня полной загадкой. По каким-то неведомым признакам руководитель нашей маленькой группы точно определял ход охоты и командовал нам выстраиваться в разные позиции — в прямые или диагональные линии. Было удивительно, каким образом, ничего не видя, а всего лишь прислушиваясь к дальним звукам, все чаграс четко координировали действия ста человек, разбросанных по большой территории, не имея при этом мобильных телефонов.
Читать дальшеИменно там я впервые в жизни увидела родео. В конце действа, когда весь «ганадо» собран в специальном месте, окруженном крепким забором, быков выводят по одному и привязывают к столбу. Животному стягивают веревкой ноги, несколько человек прижимают его к земле, а один ставит ему раскаленное клеймо на заднее место. Бык воет от боли и страха, и около ста собратьев по загону поддерживают его дружным мычанием.
После сортировки основную часть возвращают на высокогорные луга, чтобы они почувствовали себя свободными до следующего июля. Некоторых продают в различные хозяйства. А самых крупных и злобных быков отбирают для корриды, на которую съезжаются любители адреналина.
Через несколько дней после родео, приехав в Мачачи, я имела возможность увидеть наших быков в действии...
Около города было огромное столпотворение людей. Все они веселились, слушали музыку, танцевали, пели — в общем, занимались всем тем, чем и положено заниматься сильно подвыпившему люду. Народ потчевал друг друга «пунтас» — крепким алкогольным напитком, поднося его в маленьких пластиковых стаканчиках, размером чуть больше наперстка. Если вы когда-либо соберетесь приехать на праздник в Мачачи, главное, что вы должны знать: здесь нельзя отказываться от такого угощения, так как этим вы рискуете нанести смертельную обиду.
Постепенно толпа втекла в самодельный амфитеатр — овальный деревянный намост в несколько уровней, посреди которого находилась пустая арена. Нетрудно представить, в какое возбуждение приходят все присутствующие, выпившие несчетное количество наперсточков с сорокаградусным напитком, при виде первого быка.
Желающие испытать свою удаль молодецкую спрыгивали через перила на арену. «Сцена» быстро заполнилась. Коррида началась. Человек 40—50 разных возрастов, не вооруженных ни пикой, ни красной тряпкой, а только безмерной отвагой, приобретенной благодаря чудесному «пунтас», дружно бегали по кругу от быка. Зрители ликовали, подтрунивали, выкрикивали одобрения или насмешки. Бык, напуганный таким количеством народа, постепенно свирепел. Он то и дело останавливался, рыл землю копытом и неожиданно атаковал кого-нибудь, находящегося поблизости.
Считается, что праздник удался, если он закончился хотя бы некоторым количеством жертв. Раненых быстро уносят на носилках, и их место занимают новые желающие испытать себя в противостоянии с диким животным. При нас по крайней мере двое молодых людей были задраны насмерть, когда бык повозил их тела рогами по земле. Несчастные были неподвижны, когда их уносили.
Надо сказать, что в отличие от классической испанской корриды, где помощники берут быка на себя, если тореадор попадает в сложную ситуацию, здесь подмоги ждать неоткуда и можно рассчитывать только на себя.
Однако, надо сказать, смертельные случаи мало на кого действуют отрезвляюще. Наоборот, гремучая смесь опасности, алкоголя и внимания толпы заставляет участников совсем терять голову. По мере развития корриды (и осушения запасов «пунтас», припрятанных в карманах) на арене оказывается всё больше народу: тут и там воодушевленные мужчины, почувствовав себя отважными укротителями, перелезают через перила и оказываются в центре событий. Остальные наслаждаются зрелищем.
Животные быстро устают, так как погоня за множеством целей — нелегкое испытание. Уставшего быка, как правило, забирает хозяин, успевший приобрести его до корриды, для дальнейшего применения в хозяйстве. В этом отношении коррида в Мачачи может считаться тем, что представители Greenpeace называют «гуманной корридой», так как никак не оскорбляет чувств борцов за права животных.