Длинноволосая блондинка Анджела (Кирстон Уэринг) имеет на лице след жизненных трудностей.
Еще бы, с прежней относительно спокойной работы уволили. И теперь остается только одно — при моральной поддержке своей чернокожей подруги Розы (Джульетт Льюис) открывать агентство по трудоустройству.
Гонять по лондонским закоулкам на большущем мотоцикле, строго на всех смотреть и быстро находить работу для эмигрантов из Польши, Испании и Украины. Ну и конечно, становиться своеобразным проводником в новый мир. Свободный, да, как и вынесено в заглавие.
И соответственно, звериный: действующий по правилу «кто сильнее, тот и прав».
Не очень тяжеловесные социалки
Кен Лоуч уже обрел статус живого классика бытописательных драм, его почерк узнается, что называется, с первой ноты: и по сюжету, и по манере.
Если видите грубоватые лица на фоне кирпичных стен, снятые чуть трясущейся камерой (но только чтобы глаза не уставали), — знайте: это он. Лоуч работает на той же территории, которую облюбовало кино, которое принято называть «фестивальным».
Главный кинокритик страны шевалье Андрей Плахов (то бишь обладатель ордена Почетного легиона — за вклад в кинематограф) продолжает исследование современного кино: в издательстве «Сеанс-Амфора» вышел его новый двухтомник «Режиссеры настоящего».
Читать дальше Но только это «фестивальное» кино родилось само по себе и само по себе же развивается. А у Лоуча мощнейшие культурные корни. Он, по сути, ученик мощнейшей британской волны режиссеров 60-х годов, переносивших на экран страшные и натуралистичные «пьесы кухонной раковины» — истории человеческого падения, бытового безумия и тотальной ненужности и неприспособленности к реальной жизни.
Почерк этих режиссеров, их любимые темы — всё это Лоуч у них перенял и научился приспосабливать к нормам нового времени.
Однодневная актуальность
Каждый год в Каннах, Берлине и Венеции радостно встречают не очень тяжеловесные социалки — взять хоть вышедший недавно на наши экраны «Класс» Лорана Канте, обладателя «Золотой пальмовой ветви» последних Канн.
Отчасти поэтому «Свободный мир» относительно легко вписывается в фестивальные программы, а в Венеции даже получил приз за лучший сценарий.
Но штука-то в том, что пресловутое «фестивальное» кино — это фильмы-однодневки, они очень быстро забываются, и через год их уже никто и не вспоминает.
Обзор кинопремьер недели. Не купитесь на громкие имена! После комедии «Четыре Рождества» вы не только пожалеете о потраченном времени и деньгах, но и позавидуете сиротам. Вышли также «Про Федота-стрельца, удалого молодца» и «Эрос, помоги!».
Читать дальшеКакую шумиху пытались устроить пару лет назад из обласканной фестивалями румынской картины «Четыре месяца, три недели и два дня», а получилось, что годна она только как доказательство о существовании какой-то «румынской волны» в кино. О которой тоже все очень быстро забыли.
Всё дело тут только в том, что все эти фильмы — простенькие мелодрамы, не более. В них всё направлено, чтобы вышибить из зрителя скупую слезу. А мелодраматичность режиссеры для пущего лоска вуалируют социальными проблемами. И дальше совкового «есть в нашем обществе и такие проблемы» никогда не идут. Не говоря уже о каких-то обобщениях.
И вот в этом смысле новый фильм Лоуча должен висеть дамокловым мечом над всеми бесчисленными Карне, Мунжиу и прочими. И тут, конечно, нельзя не снять шляпу перед венецианским жюри, вручившим приз сценаристу «Мира» Полу Лаверти, с которым Лоуч работает уже больше десяти лет.
Они-то как раз делают не мелодраму, а социальную драму. В которой не просто живописуются звериные нравы современного общества во всей (или почти всей) красе — за ними встает нечто намного большее.
В «Мире» Лоуч не просто показывает историю чужих среди своих. Сама фигура главной героини — Анджелы — нужна ему, исключительно чтобы уйти от этого бытописания, не фиксировать на нем внимание зрителя.
Недаром иногда градус патетики именно в ее роли просто зашкаливает — без определенной, пусть и несколько вычурной, высокопарности: если бы Лоуч не делал из героини Уэринг эдакого Вергилия, фильм бы попросту не получился.
Суть хорошей драматургии, настоящее драматургическое мастерство — в том, чтобы показать, как в частном проявляет себя общее. Как в жизни отдельных людей проявляют себя проблемы, с которыми сталкиваются все. Как в проблеме трудоустройства эмигрантов разглядеть простые вещи — одиночество, ненависть, неприкаянность.
И Лоучу в этом мастерстве нет равных. Эффект присутствия и степень сострадания в «Свободном мире» никакому Мунжиу не приснится, честное слово.