Первый альбом Налича вызывает смешанные чувства. Нарочитая ретроэстрада в духе 70-х вряд ли способна потрясти основы большого шоу-бизнеса. Бесхитростные аранжировки сами по себе неплохи для крошечных клубиков-ресторанчиков и вполне ассоциируются с ансамблем, играющим на похоронах и свадьбах.
Музыкальный коллектив Петра Налича. «Радость простых мелодий»
CD. Gala Records, 2008.
До сих пор это образчик самого успешного DIY в России, самопромоушена посредством интернета.
Самодельный клип на ироническую песню Gitar, несмотря на явную самодеятельность музыки и клипа, стал одним из самых просматриваемых на видеопорталах и вызвал массу положительных откликов от критиков, жаждущих новых лиц в шоу-бизнесе. А Петр Налич забросил архитектуру, принялся усердно заниматься вокалом и собрал свой музыкальный коллектив.
С тех пор утекло много воды. За плечами Налича — несколько аншлаговых концертов на больших концертных площадках, делами группы занимается видный медиаменеджер, и подписан договор с серьезным рекорд-лейблом.
Сам Налич рассуждает теперь об интернете немного свысока: «Но если [в интернете] появляются большие сообщества, то они становятся точно такой же мафией, как и телевизионная. И чем они тогда отличаются от сообщества какого-нибудь телеканала?»
Между тем первый альбом Налича вызывает смешанные чувства. Нарочитая ретроэстрада в духе 70-х вряд ли способна потрясти основы большого шоу-бизнеса.
Бесхитростные аранжировки сами по себе неплохи для крошечных клубиков-ресторанчиков и вполне ассоциируются с ансамблем, играющим на похоронах и свадьбах. Поэтому с приглашениями на корпоративы у Налича проблем нет, как и следовало ожидать. Но для того чтобы стать фигурой большего размаха, когда спадет ажиотаж, похоже, ресурсов у Налича попросту нет.
Помимо заезженной уже Gitar поставить в эфир совсем нечего. Яркая мелодичная «Дача» напрочь убита невнятным текстом и вялым интонированием самого Налича.
Энергичные «Крылья» чересчур экспансивны и театрализованно-сиротски. Прочее — либо неуклюжий шансон, либо не очень успешные попытки поиграть в известные стили, от латино до ска.
Для шансона Налич слишком интеллигентен. Для поп-музыки — слишком шансонен.
Даже удачные мелодические находки тонут в недрайвовых аранжировках, и сам Налич глотает текст в длинных протяжных нотах, явно избыточных. Это известная проблема самопрезентации — начинающий артист не слышит своих недостатков, а подсказать некому. Саундпродюсера нет.
Очень интересно, успеет ли исправить свои ошибки великолепный мелодист Петр Налич до того, как его забудут.
Оценка: 6 из 10
The Residents. The Bunny Boy
CD. Santa Dog Records, 2008.
Очередной альбом кудесников шизофренической поп-музыки The Residents задействовал, как положено прогрессивным авангардистом, не только реальность, но и виртуальность. В гулких электронных россыпях приглушенно звучит рассказ о том, как бедняга по прозвищу Кролик потерял своего брата.
Разумеется, эксцентричному парню не приходит в голову обратиться в полицию. Он принимается за поиски самым непростым путем. Создает серию видеороликов, в которых показывает комнату своего брата (тоже явно не из офисного планктона), и рассказывает обо всех важных, на его взгляд, приметах, которые могут помочь миру в освобождении брата.
Сериальные ролики выложены на сайт The Residents и на YouTube. Лирический герой The Bunny Boy мучается от самых тяжелых подозрений, всячески рефлексирует.
И это отличный повод для многозначительных позвякиваний, гулких театральных диалогов, вневременной и внежанровой электронно-синтетической подкладки.
Усвояемость нового материала такова, что впору поставить The Bunny Boy рядом с весьма успешными Demons Dance Alone (2002) и Tweedles (2006). Отличный альбом для ночного прослушивания, именно такой может быть поп-музыка в снах неизлечимого шизофреника.
Оценка: 8 из 10
Рада и Александр Марченко. «Колыбельная для кошки»
CD. «Выргород», 2008.
Сольный альбом дивы психоделического фолк-рока Рады Анчевской записан с Александром Марченко, известным по ансамблю интуитивной музыки Homo Ludens в начале 90-х.
В последние годы Марченко заведовал музыкой в театре-студии «Человек», был звукачом на радио «Ракурс» (уже закрытом). Писал музыку для необычного кино, авторского театра и каких-то редкостных проектов вроде «Хармса» с Юрским и даже хазановского мюзикла «Марлен».
А с Радой сотрудничество случилось лишь однажды — для романса «Обманы» в альбоме «Саламандра» (2000) Марченко записал партию акустической гитары.
У Рады таких концептов раньше не было. Все аранжировки к песням Рады сделал сам Марченко и сам же записал все инструментальные партии. Никаких лупов, никакой электроники. Получился совершенно необычный звук, отличный от привычного саунда «Рады и терновника».
Магический голос Рады Анчевской погружается в психоделический акустический рок. Такой играл в 80—90-е подзабытый сейчас «Последний шанс». Не ударные, а перкашны, которые выводят свою мелодию. Не бас, а хтоническая пульсация. Не акустический перебор гитарного аккомпанемента, а самодостаточная многочастная импровизация на тему.
Из песен, вошедших в «Колыбельную для кошки», издавалась только «Ангел мой светлый», да и то на кассетах и лимитированным тиражом на CD. Песни непростые, это высокая поэзия медитативно-исповедального толка:
гибкий демон московский караулит нимфеток
превращая их лица в японские маски
под землей в лабиринте кольцевой змей подземный
поедает вагоны метрополитена.
«о Москве»
Сотрудничество Рады и Александра Марченко получилось на диво результативным. Ни одного проходного трека, ни одной фальшивой аранжировки. Всё в точку. Эти песни могли бы звучать и так, если бы не было могучего внедорожника по имени «Рада и терновник».
Можно предъявить претензии к отсутствию ярких хитовых мелодий или некоторой несогласованности того, что в электрике зовется ритм-секцией. Но цельный взгляд автора очевиден, и он убедителен.
Несмотря на то, что автора тут сразу два. Стоит выделить ироническое танго «Отраженье во сне», трогательную раскачивающуюся электровиньетку «Песочный человек», классическое для Рады восходяще-нисходящее камлание «Белый волк».
Если задумываться об экспериментах, очень интересно было бы услышать сотрудничество харизматичной Рады с аранжировщиком, который смог бы компенсировать медитативное однообразие мелодий Рады сочным мелодизмом и слушабельностью этнопопа.
Но нет пока у Рады своего Максима Фадеева.
Сам Марченко пытается в песнях «Дары» и «Сеятель» нащупать ту мелодическую антитезу, что выигрышно блеснула бы рядом с феноменом Рады. Но до блистательности эксперимент не доходит. Уж слишком эксперимент робок. Уж слишком Марченко углублен в ту же материю, что и певица. Уж слишком они две пары ягода.
Оценка: 8 из 10