В четверг на всеобщее обозрение выставлен новый проект перепланировки и застройки рядом со зданием Третьяковской галереи на Крымском валу. На место прошлогоднего «Апельсина» пришла некая схема «Г», разобраться в которой неспециалисту невозможно. Эксперты считают, что проекта нет или его не хотят показывать до начала строительства, когда исправлять что-либо будет поздно. «Ломать такой комплекс сейчас несвоевременно», - утверждают в Российской академии архитектуры.
Скромные стенды у гардероба Третьяковской галереи на Крымском валу трудно назвать «выставкой» или даже «экспозицией». Но их задача очень важная - проект должен получить одобрение жителей района, что и станет основанием для сноса нынешнего выставочного комплекса. С этой целью рядом с гардеробом стоит стол и некое подобие избирательной урны, около которой дежурит медсестра.
Опасения авторов проекта понятны – приходят полюбопытствовать в основном люди пожилые, а то, что они видят, способно повысить давление не только им. Точнее сказать – не видят, так как проект представлен невнятным схематическим изображением из нескольких «кирпичиков».
Наверное, это сделано по аналогии с одним из прозвищ нынешнего здания ЦДХ, называемого то «кирпичом», то «чемоданом», то «сундуком». В прошлом году именно в противовес стилю «чемодана» девелоперы «Интеко» предложили футуристический проект «Апельсин», выполненный модным архитектором Норманном Фостером. Правда британец пока в России многого не добился - что ни предложит, то и не строится, будь то «Апельсин» или башня «Россия».
Проблемы с «Апельсином» возникли из-за того, что общественности стало известно про планы компании «Интеко» застроить все вокруг жилыми домами, а сам «фрукт» поделить между Третьяковской галереей, бутиками, офисными и жилыми апартаментами. Глава девелоперской компании Елена Батурина тогда поспешила заявить, что пока не собиралась ничего строить.
Пауза длилась всего пару месяцев, и, наконец, столичные власти решились на «второй круг» и предложили общественности другое видение «новой Третьяковки». Выглядит это так: несколько зданий в форме буквы «Г» разместятся прямо у обочины Садового кольца, галерея расположится в здании параллельно дороге почти под Крымским мостом (сейчас там находится бензоколонка). Перпендикулярно будет стоять корпус ЦДХ в 7 этажей.
За этой буквой «Г», где сейчас стоит «чемодан», будет выстроен «коммерческий общественный комплекс с собственной пристанью». Обещают, что торговли в здании не будет, но будет гостиница, жилые апартаменты и конференц-залы.
Однако один из лоббистов проекта, председатель Международной конфедерации союзов художников Масут Фаткулин, сообщил, что площадь выставочных залов нового здания почти в два раза превысит нынешние и составит 35 тысяч квадратных метров и 25% площадей будет «отдано под торговые и иные нужды».
В «экспозиции» проекта, который выставлен на всеобщее обозрение в ЦДХ, разобраться сложно даже специалисту - конфигурация кубиков разного цвета может быть чем угодно. Тем не менее, до середины февраля жители района Якиманка должны оценить этот ребус и высказать свое мнение.
«Отсутствие макета, даже просто рисунков или электронного изображения уже рождает какие-то «нехорошие мысли», - заявил ВЗГЛЯДу руководитель столичного проектного бюро Виктор Хмельницкий. – Учитывая то обстоятельство, что московские власти постоянно говорят о значимости этого проекта, не найти денег на хороший макет – это смешно. Значит, либо проекта нет, либо его не хотят показывать до начала строительства, когда исправлять что-либо будет поздно. К тому же, потом будет основание говорить, что «народ видел и не был против».
«Больше всего смущает неконкретность самих формулировок чиновников от архитектуры, - сказал газете ВЗГЛЯД владелец дизайн-компании «Проспект-Град» Арсений Пастухов. – «Торговые и иные нужды» будут толковать так, как удобно чиновникам и девелоперам. За ними потянутся квартиры, бутики и все остальное. Так было в прошлом году с «Апельсином». Не исключено, что и в новом проекте много тайного. Такое лакомое место без внимания коммерсантов не останется».
Напомним, что еще в конце прошлого года по поручению первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова глава московского стройкомплекса Владимир Ресин создал рабочую группу, которая должна курировать строительство нового здания Третьяковской галереи. В мэрии даже заговорили о «конкурсе» и «тендере». «Сейчас выясняется, что конкурса нет, а есть только один проект, который предлагается принять. Понять, что будет построено, невозможно даже мне, - говорит архитектор Марк Поляков. – Создается впечатление, что кто-то хочет под «шум кризиса», не привлекая внимания, протащить то, что удобно, без всякой конкуренции».
Вызывает проект много вопросов и у самих музейщиков. «Предварительные наброски нас не очень устраивают, потому что ситуация, ради которой мы согласились все обсуждать - отдельно стоящий супер-новый музей галереи - как-то из этого не складывается», - говорит замдиректора Государственной Третьяковской Галереи Ирина Лебедева.
Для того, чтобы препятствовать такому развитию ситуации, в прошлом году был создан Общественный совет по культурным ценностям. Первый делом совет выработал меморандум в адрес столичных властей. В нем московских чиновников призывали вступить в диалог с общественностью, прежде чем на территории ЦДХ начнется строительство. Формально чиновники сейчас так и делают – повесили карту-схему, собирают подписи, то есть «работают» с населением. Но результаты такой работы могут оказаться самые неожиданные.
К тому же, далеко не все считают слом нынешнего здания Третьяковки необходимым. «Ломать такой комплекс сейчас несвоевременно, - говорит Президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кудрявцев. – Нет такой проблемы ни в градостроительном, ни в архитектурном плане. Нет внятного проекта. Нет застройщика».
Аналогичной точки зрения придерживается и профессор МАРХИ, архитектор Евгений Асс и абсолютное большинство его коллег. Помимо эстетических критериев строения, существуют и имиджевые риски искусствоведов. По их мнению, ведущие мировые музеи вряд ли захотят привозить свои шедевры в место, где одновременно размещаются офисные центры, бутики и частные апартаменты.