Индийские ученые рапортуют о больших успехах. Изучив 35 санскритских текстов — от знаменитой «Махабхараты» до малоизвестной «Сандра-саткармы», — они задокументировали 600 йогических поз. Но это далеко не всё — к концу года 200 исследователей, занятых в проекте, рассчитывают довести количество асан до полутора тысяч. Сведения будут помещены в специальную Цифровую библиотеку традиционного знания. Зачем понадобился этот гигантский труд?
Нет, это вовсе не бескорыстная жертва на алтарь науки. Ученые выполняют госзаказ. Несколько лет назад индийское правительство всерьез озаботилось тем, что на Западе вовсю патентуют упражнения йоги. В одной Америке число патентов, копирайтов и торговых марок, связанных с йогой, достигло уже нескольких тысяч. Особенно постарался на этой ниве калифорнийский гуру Бикрам Чудхури. Предприимчивый житель Калькутты попал в Золотой штат в 70-е, когда мода на восточную экзотику достигла коммерческих масштабов, и принялся обучать йоге голливудских звезд. Сейчас у него более 500 школ по всему миру, в которых трудятся 6 тыс. наставников. Бикрам с самого начала принялся патентовать свои упражнения и в конце концов получил копирайт на йогу, которой следует заниматься в очень жарком помещении с влажным воздухом. Практически в бане, но без русского экстремизма. Тут индийские власти не выдержали, но вовсе не из-за бани. Духовное достояние страны расхищалось у них на глазах, мало того — из него извлекалась фантастическая прибыль. Оборот индустрии йоги на Западе составляет сейчас 225 млрд долларов. Америка впереди всех: в ней йогу практикуют более 16 млн человек, тратя на это 3 млрд в год.
Выделяя деньги на цифровую библиотеку, индийские власти говорили о вещах высоких. Нельзя допускать, чтобы индийскую духовность использовали в коммерческих целях, да еще за пределами страны. Ведь в Индии она общественное достояние и гуру делятся ей бесплатно со всеми желающими. Во-первых, это не совсем так: плату все-таки взимают, особенно с иностранцев, хотя и не такую большую, как на Западе. А во-вторых, информация из новой библиотеки не станет общественным достоянием. Ею будут делиться лишь с патентными организациями, чтобы те не выдавали лицензий фальшивым изобретателям. И отнимали уже выданные. То есть впереди нас ждет патентная война, и трудно поверить, что Индия собирается вести ее бескорыстно. Ведь если кто-то сражается с пиратской продукцией, это значит, он отстаивает собственные коммерческие интересы. Как же случилось, что духовное наследие Индии превратилось в предмет борьбы за собственность?
Когда первые индийские гуру и свами отправились на Запад более ста лет назад, ими двигали противоречивые импульсы. С одной стороны, это был ответ на христианский вызов — смотрите, мы несем вам религию, глубиной и мудростью не уступающую вашей и вдобавок более древнюю. С другой — свами Вивекананда со товарищи говорили о грядущем синтезе восточной мудрости и западной науки, который спасет человечество. То есть чувство собственного достоинства сочеталось у них с уважением к западной цивилизации. Отсюда миссионерская стратегия. Мы откроем вам наши духовные сокровища, прежде всего искусство йоги, но вовсе не собираемся покушаться на вашу культуру и религию. Более того, йога поможет вам стать лучшими христианами, поскольку очистит ваша сознание для встречи с Господом. Так был сделан первый шаг к тому, чтобы извлечь йогу из индийского религиозного контекста и превратить ее в универсальную психотехнику. И сделан он был самими индийскими проповедниками. Они сетовали на секуляризацию Запада, но не предполагали, что она пойдет такими темпами. Начав свой путь за пределами родины как религиозная психотехника, йога быстро превратилась в экзотический вариант психотерапии. И здешние психологи с удовольствием рекомендовали ее как один из способов борьбы с неврозами. Началось это еще во времена Юнга и продолжилось у многочисленной плеяды гуманистических и трансперсональных психологов.
Дальше — больше. По мере того как на процветающем Западе окончательно победил культ здоровья и вечной молодости, диеты и прочие способы омоложения стали его надежными инструментами. И почетное место в этом инструментарии заняла именно йога. Так произошла окончательная секуляризация этой духовной дисциплины, и вовсе неудивительно, что она стала жить по законам светского мира, заняв свое место в цепочке товар — деньги — товар. Место ее отныне не в храмах, а в фитнес-клубах. И ничего не мешает новым гуру типа Бикрама Чудхури сочетать ее с парилкой и прочими методами извлечения пользы из удовольствия. И получать под это дело патенты и авторские права.
В последние годы Индия всё чаще заявляет о себе как об оплоте традиционной религии, противостоящей процессу секуляризации. И действительно, в ней на подъеме политические силы, которые провозглашают религиозные идеалы и пытаются проводить их в жизнь. До недавнего времени представляющая их интересы «Бхаратия джаната парти» стояла у кормила власти. Однако индусский фундаментализм является не только реакцией на современность, он сам во многом живет по ее законам. Идея каталогизировать индийскую йогу и объявить ее национальной собственностью — из его арсенала. По сути, она совершенно нетрадиционна и скорее сродни попыткам западных гуру растащить йогу на индивидуальные патенты. Создатели индийской йоги всегда подчеркивали, что она им не принадлежит, что она дарована свыше. Вряд ли автору «Йога-сутр» Патанджали могла прийти в голову мысль об авторском праве. Имеет это право общенародный или индивидуальный характер — по большому счету неважно. Главное, что оно является основным инструментом борьбы за собственность. Именно эта борьба в планетарных масштабах и определяет облик нашего мира. Тавро собственника ставят на всё — от новых видов туалетной бумаги до головокружительных интеллектуальных и эстетических изысков. Дошел черед и до плодов религиозной мысли и практики. Цифровая библиотека традиционной культуры, оберегающая копирайт на нее, — продукт современной культуры не только потому, что в названии содержится указание на цифровые технологии. Речь идет о глубинном родстве.