Нынешний сезон в «Практике» — романтический. Непривычное тематическое направление для театра, ориентированного на жёсткое социальное высказывание. Однако, как показали премьеры, «Практике» оно и по силе, и по имиджу.
Сегодняшняя пьеса о любви, как правило, необычна. Мало авторов умеют работать с этой темой. Поэтому в имеющихся сочинениях могут быть самые экстравагантные повороты.
Героиня «Парикмахерши», сохраняя свою способность любить, проходит через два полюса — смерть и рождение ребёнка. А в «Девушке и революционере» у героев есть одна лишь ночь в преддверии мировых переворотов, навсегда изменяющая их жизни.
Чувством по голове
В основе спектакля «Парикмахерша» пьеса ростовчанина Сергея Медведева. Режиссёр Руслан Маликов сделал лёгкий, смешной и трогательный спектакль с качественными актёрскими работами.
Героиня «Парикмахерши» Ирина живёт в маленьком городке. Выходит из дома ровно в восемь, чтобы успеть на работу. Она любит поболтать с коллегой (Анна Галинова) и пофантазировать о неземной любви.
Смысл жизни парикмахерши — в письмах от «принца» по имени Евгений. И неважно, что они никогда не виделись, что он сидит в тюрьме и почему-то просит сжигать его письма.
«Кайфушки с эрогенками». Из театра в кино через телевизор. Известный актёр Евгений Воскресенский рассказывает о том, что он не потерялся и не пропал: после «Оба-на» он снялся в 26 фильмах и 27 сериалах. Но о театре пришлось забыть.
Читать дальшеА рядом есть вполне реальный поклонник, пожарник Виктор (Александр Усердин), простоватый, зато с серьёзными намерениями, но он не нужен. В отставку его. Зачем реальность, когда есть мечта?
И даже когда появившийся таки Евгений (Эдуард Флёров), мрачный тип с тяжёлым взглядом, ограбит её и попытается убить, Ирина не перестанет думать о нём и жалеть его. Русскую женщину хоть молотком по голове бей, хоть огнём жги, а она всё равно будет говорить «люблю».
Художник Полина Бахмина решила пространство просто и неожиданно. На крошечной сцене «Практики» удачно разместились и жилище героини, и пресловутая парикмахерская, и дискотечный зал. Почти как настоящие. Только из картона. Как в детской книжке-раскладушке.
Будто бы мир вокруг героини — неживой. Не ощущает она его полностью. Потому что главное — у неё внутри. Можно смириться с обыденностью и даже сделать её праздником. Если ты сам — живой.
Чувствующий.
Ирину играет Инга Оболдина, одна из лучших актрис своего поколения. Способная как никто воплощать образы именно современных пьес, вне зависимости от того, написаны они про «сейчас» или про «далеко-далеко».
«Парикмахерша» меж тем показывает совершенно новую Оболдину: прозрачную, мерцающую, перламутровую. Как дымка, как лепесток, как набросанный тонким пером портрет.
А имя даёт ассоциации с другой Ириной — из чеховских «Трёх сестёр»: лёгкой, распахнутой для проявлений новой жизни, не замечающей всего будничного, что вокруг. Только у этой Ирины финал другой.
Счастливый.
В ожидании рассвета
Игоря Симонова «Практика» ставит второй раз. Два года назад вышел спектакль «Небожители»: в нём причудливо соединялись судьбы опального олигарха и трёх женщин, ставших ведущими ток-шоу с одноимённым названием.
«Черешневый лес» представляет пару новых спектаклей ведущих столичных театров. Два подведомственных Олегу Табакову коллектива синхронно показали премьеры: МХТ — «Пиквикский клуб» по Диккенсу, «Табакерка» — «Женитьбу Фигаро» Бомарше. Благоприятного впечатления ни тот ни другой не произвели.
Читать дальшеТеперь Симонов сочинил историческую фантазию о воображаемой встрече Сталина и шестнадцатилетней Нади Аллилуевой. Взрослого мужчины и юной нимфы. За окном — Октябрьская революция, а в полутёмной комнатке, набитой книгами и бумагами, — рождение большого чувства.
Режиссёр Владимир Агеев выстраивает предложенную автором историю как воспоминание. Или сновидение. Подчёркивая ирреальность происходящего, в том числе через пластическое и музыкальное решение, он заостряет внимание на необычности взаимоотношений героев.
Для него Иосиф и Надя — почти призраки. Мир вокруг давно уже разрушен, зато здесь, в этой временно-пространственной точке, возможны как идеальные чувства, так и идеальное государство, которое стремится построить будущий диктатор.
Иосифа играет Евгений Стычкин, Надю — Агния Кузнецова. Никакого портретного сходства. Даже грузинский акцент, временами проскальзывающий у Стычкина, кажется лишним.
Важнее образ, а не конкретные черты. Иосиф получается у актёра темпераментным и лукавым. Он хитёр, хорошо разбирается в людях, его невозможно провести.
Но при этом он млеет и тает от одного только пламенного взгляда своей возлюбленной. Он говорит о политике — а ладони меж тем захватывают запретную территорию, впитывают наслаждение.
Надя же оказывается существом неземным: она, словно терпеливая и требовательная муза, обхаживает своего героя. Волнуется за него. Преклоняется перед ним. Пленяет его. И крепко держит.
Любовь сильнее мировых катаклизмов.
Когда человек любит, он способен на всё.
Внешний облик спектакля довольно сдержанный. Затейливый свет подчёркивает таинственность, интимность происходящего.
На огромные, от пола до потолка, окна периодически проецируется видео — как перекличка реальности окружающей жизни и условности, концентрированности событий в замкнутой каморке. Замедленная, тягучая пластика периодически взрывается быстрыми танцами. Как в любви: то взлёт, то падение.
Возможно, автору пьесы были важны именно эти исторические фигуры. У режиссёра же другой взгляд: он ставит спектакль о Мужчине и Женщине. О чувствах и отношениях.
Его интересует природа возникновения любви, её путь — пусть даже такой короткий. Этим «Девушка и революционер» перекликается с «Парикмахершей»: оба спектакля — романтическое исследование.
Темы которого хватит ещё не на один спектакль.