По выражению Платона, толпа не способна к
философии. А по мнению Шопенгауэра, в философии каждый поймет ровно столько, сколько сам того стоит.
Философия проникает в основы мироздания на Земле, изучает Человека как наиболее совершенное произведения природы, пока очень мало себя осознавшего.
Подумаем, что есть мы и что есть Я?
Чтобы понять себя, прежде необходимо стать своей истиной настоящей, а не искаженной пороками сущностью. В противном случае, представление о себе будет ложным. Равнозначно было бы изучать, наблюдая свое отображение в кривом зеркале.
Начнем.
Если бы человек стремился к одной пище и материальным потребностям – он не отличался от животного и никогда бы не смог стать современным Человеком. Искры разума и воля управлять страстями поднимают его голову к Небу.
…«Если бы я захотел читать, еще не зная букв – это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей – это было бы такой же бессмыслицей» (XVIII век, великий русский ученый, философ Михаил Ломоносов).
Продолжая его мысль: если бы некто из благих намерений захотел что-либо сделать полезное для общества или, хотя бы, для одного человека, не имея представления, что такое есть Человек – это было бы такой же бессмыслицей.
Незнание людьми самих себя всегда оборачивалось для них страданиями, поэтому сказано: «Благими намерениями устлана дорога в ад».
На сегодня более или менее изучено физическое строение и физиология Человека и практически ничего не известно о его второй – и главной – духовной и нравственной составляющей, которая, целиком и полностью, управляет осязаемой физической. Если за прошедшие столетия со времен «проблемы» Канта звездное небо над головой сколько-нибудь исследовано, то изучение нравственного закона внутри нас так и осталось в «зародышевом» состоянии. В мире науки единодушно признается, что Человек, его причинно-следственные мыслительные функции мозга изучены меньше всего. Эмоции, чувства, мысли, нравственность, совесть, причинность их происхождения «циркулем» не измерить.
Подобное познается и измеряется подобным. Меньшее осмысливается большим. В остром дефиците «большего» (ума) — проблема познания меньшего.
Мысли управляют физическим миром вещей, другими людьми, а на более длинном пространстве времени – судьбами, жизнью и смертью.
Все наши мысли можно разделить на две большие группы. Первые — эгоистические, они «вытекают» из биологических потребностей живого организма. Они объединяют людей с миром животных. Вторые – альтруистические, в основе которых лежит любовь. Они имеют духовно-нравственный, эволюционный источник. Они движут вперед знание, развивают человека и общество.
…«Познай себя, познаешь мир».
Познав, например, можно
понять, почему были, есть и будут (если не поймем) во все времена,
все без исключения конфликты и войны. Между родными, друзьями, мужем и женой, саддукеями и фарисеями, суннитами и шиитами, христианами и мусульманами, между народами одной веры и языка, «красными» и «белыми», капитализмом и социализмом, революционерами, диссидентами и властью.
Понимание одной-единственной причины, лежащей в основе всех войн и конфликтов, поможет успешно предотвращать их в будущем. Экономический кризис, монополизм – это тоже медленно «тлеющие» конфликты, сохраняющиеся в скрытой форме, до относительных границ терпимости.
Понимая причину, можно начать «лечить» опасную человеческую «болезнь» недоразвития нравственности, которая носит название
э г о и з м.
Желание личного благополучия при пренебрежении интересами остальных – корень абсолютно всех конфликтов, причина всех войн всех времен и народов. Эгоизм власти возбуждает начало извечной борьбы революционеров-диссидентов. Власть и богатство – предметы вожделения эгоизма, недоразвитого индивида, стремящегося к ним с рефлексом мухи на д...
Эгоизм на эволюционном пути развития играет функцию сохранения вида в животном мире. В настоящее время, на современном уровне развития Человека и общества эгоизм становится сильным тормозящим фактором. Поэтому эгоизм личности как порок, стремящийся к единоличной власти и чрезмерному (сверх разумного) обогащению, подлежит в интересах общества контролю и ограничению. Ограничение в развитии пороков способствует совершенствованию личности в добродетелях.
Обучение, открытость, правдивая информация, контроль общества за искушением богатством и властью, самоограничение и самосовершенствование – методы «лечения» эгоизма.
«Возлюби ближнего, как самого себя». Эта христианская заповедь в одночасье устраняет конфликты. Так просто? Да, так просто. Сложно другое: развенчать ложь эгоизма. Ложь умышленную и по причине невежества. Ложь – во имя власти.
«Источником лжи всегда бывает желание распространить господство своей воли, или отрицание чужой, ради утверждения собственной. Следовательно, ложь как таковая вытекает из несправедливости, недоброжелательности и злобы. Этим объясняется, почему правдивость, искренность, откровенность, прямота признаются и ценятся как благороднейшие качества, так как предполагается, что Человек, обнаруживающий их, не сделает несправедливости и жестокости, и именно поэтому не нуждается в притворстве. Кто откровенен – тот не замышляет ничего худого (XIX век, немецкий философ Артур Шопенгауэр).
Эгоизм, захвативший власть законодательную, исполнительную, судебную, средства массовой информации и материальные богатства, защищает себя всеми способами. Тайна, надменность, пренебрежение, молчание, клевета – разновидности лжи. Эгоизм, как и все прочие пороки – заразный и трудноизлечимый «вирус» мозга, заглушающий голос разума и совести, составляющей части каждого человека.
Самоотторжение эгоизма от мира, в основе которого заложена любовь, происходит еще при жизни. В этой связи эгоизм ощущает панический страх перед смертью (животный страх).
В минуту смерти эгоизм претерпевает полный распад личности по причине отсутствия духовно-энергетических связей с внешним миром, рожденных чувствами любви. Смерть физического тела и распад духовный на энергетическом уровне служит для эгоизма назиданием природы:
«Не все мы умрем, но все изменимся» (1-Коринфянам, 16-51).
Чтобы что-то изменить, начинать нужно с ограничения эгоизма.
«Любая реформа, кроме моральной – бесполезна» (XIX век, английский философ Томас Карлейль).
Суперсовременная материальная модернизация ни на шаг не продвинет человеческое общество вперед, если ей не предшествуют нравственные перемены. Наше материальное – всего-навсего, следствие нашего морального.