
Отношение России к проекту белорусской АЭС изменилось радикально, утверждает первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко. Минск сумел выторговать у России не только равные дивиденды от деятельности СП по продаже электроэнергии, но и госкредит в 9 млрд долларов. Попутно Семашко отчитался об успехах на переговорах с Газпромом.
Осталось подписать
Правительства Белоруссии и России на заседании союзного Совмина 15 марта подпишут соглашение о строительстве Белорусской АЭС и соглашение о параллельной работе энергосистем, сообщил в среду первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко.
В рамках соглашения о параллельной работе энергосистем предусматривается создание совместного предприятия на паритетных условиях, которое «будет торговать белорусской и российской электроэнергией», уточнил он.
Семашко напомнил, что «изначально российская сторона претендовала на то, что СП будет торговать только белорусской электроэнергией и, в частности той, которую выработает АЭС». Однако в конечном итоге было решено, что СП будет больше торговать российской энергией, чем белорусской, поскольку российская энергия дешевле. А вот «дивиденды от деятельности СП мы будем получать 50 на 50 - для нас это благо», не скрывал своего удовлетворения Семашко.
По его словам, СП будет использовать передающие сети «Белэнерго» на платной основе. Бесплатно использовать сети СП может только в случае вложения инвестиций в создание новых передающих мощностей, к примеру, для поставки электроэнергии в Польшу.
Все эти спорные моменты стороны обсуждали в течение года, но только по итогам февральских переговоров отношение российской стороны к проекту белорусской АЭС «поменялось радикально». «Оно развернулось на 180 градусов», – утверждает Семашко.
Деньги будут
Это же касается и оценки стоимости строительства станции, и формы кредитования проекта. На сегодня стороны договорились о выделении российского госкредита. «Это будет именно госкредит, хотя нас толкали, чтобы этот кредит был коммерческим», - признался первый вице-премьер. Он подчеркнул, что «разговор идет о сумме около 9 млрд долларов с учетом строительства прилегающей к АЭС инфраструктуры». В частности, планируется построить город атомщиков на 30-35 тыс. жителей.
Сроки кредита должен составить не менее 25 лет. При этом власти страны рассчитывают на отсрочку при погашении основного долга до момента выдачи АЭС электроэнергии. Первый блок, напомним, планируется ввести в 2016 году.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко ранее уже
признал, что своих денег, не говоря уже о технологиях, на строительство АЭС у Белоруссии нет. В декабре
2010 года Владимир Семашко
оценил строительство станции вместе с инфраструктурой в 9 млрд долларов, хотя Россия настаивала на 6 млрд долларов. Еще в конце декабря премьер-министр Владимир Путин
призывал белорусских партнеров лично убедиться в том, что стоимость проекта, предлагаемая Россией, экономически обоснована.
Аналитик ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков считает, что компромисс по цене строительства АЭС и российскому кредиту если еще не найден, то обязательно будет достигнут.
«Россия заинтересована в строительстве АЭС, поскольку на станцию будет поставляться российское оборудование, которое установят отечественные специалисты. В дальнейшем Москва совместно с Минском будет участвовать в получении доходов от экспорта электроэнергии в европейские страны. Кроме того, строительство АЭС усиливает интеграционные процессы России и Белоруссии», – говорит он.
«Абсолютный компромисс»
Между тем Семашко утверждает, что ему удалось найти «абсолютный компромисс» на встрече с главой Газпрома Алексеем Миллером по условиям поставки газа и в целом сотрудничестве в 2012-2014 годах.
Семашко рассказал, что в ходе прошедшей встречи с главой Газпрома Алексеем Миллером удалось добиться компромисса по базовым принципам сотрудничества в 2012-2014 годах. «Мне так показалось, что мы вчера (15 февраля – прим.) нашли абсолютный компромисс, когда обе стороны пришли к взаимовыгодным договоренностям», – заявил первый вице-премьер. – Действующий контракт заканчивается 31 декабря 2011 года. Поэтому, чтобы не создавать каких-то негативных прецедентов, ажиотажа в конце года, мы решили обсуждать эту тему».
Базовые принципы сотрудничества Газпром еще раз рассмотрит, обсудит с российским правительством. «Понятное дело, что Газпром не всегда волен сам принимать решения - есть глобальные, сложные решения, которые требуют консультаций с правительством», – заметил Семашко.
К слову, ранее на этой неделе чиновник бодро заявлял о том, что Минск намерен избавиться от «абсолютного диктата» концерна с помощью российских независимых производителей газа. Но в этот раз его позиция «смягчилась». В рамках формирования ЕЭП Белоруссии, России и Казахстана предусмотрен «свободный доступ к газотранспортным мощностям, разрушается монополия Газпрома внутри Таможенного союза», напомнил Семашко.
«Если НОВАТЭК даст мне газ на N долларов дешевле, то я буду у него покупать. Газпром при наличии «свободной трубы» обязан пропустить НОВАТЭК, Итеру или другие независимые компании. Но эта тема сейчас не очень актуальна, она созреет где-то в третьем-четвертом квартале (2011 года – прим.)», – пояснил он, передает
«Интерфакс».