«Покрывала существовали и до ислама. Ислам их не придумал, он их санкционировал», – заявил газете ВЗГЛЯД зампредседателя научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. Он рассказал, как именно эта религия регламентирует ношение закрытой женской одежды и в каких странах данная традиция распространена больше. В понедельник во Франции вступил в силу закон,
запрещающий носить в публичных местах одежду, закрывающую лицо, в том числе иранскую паранджу, арабский никаб и бурку. Некоторые женщины, не желающие выходить на улицу с открытым лицом, попытались демонстрировать свой протест, явившись в традиционных одеждах на площадь перед собором Парижской Богоматери, но были задержаны полицией, поскольку организаторы не уведомили власти о готовящемся мероприятии. Кроме того, за появление в скрывающей лицо одежде каждой женщине грозит штраф в 150 евро.
Доктор исторических наук, заместитель председателя научного совета Московского центра Карнеги, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Алексей Малашенко рассказал газете ВЗГЛЯД, как меняется в последние годы отношение мусульман к хиджабу в разных регионах мира и в российских мусульманских республиках.
ВЗГЛЯД: Алексей Всеволодович, что предписывает Коран женщинам в отношении одежды?
Алексей Малашенко: В Коране есть Сура «Женщина», там говорится о том, что надо носить покрывало – хиджаб. Нет такого, что обязательно нужно закрывать именно лицо. Кстати говоря, мужчины тоже носили покрывало. Это носит рекомендательный характер.
О ношении хиджаба говорится также в 33-й Суре «Ахзаб», там написано: «Покрывайтесь».
Есть несколько десятков терминов по всему мусульманскому и арабскому миру: полное покрывало, неполное покрывало, покрывало на лицо и т. д. Причем они называются по-разному не только в разных государствах, но и в отдельных регионах.
В последнее время платки стали носить больше, лицо стали закрывать больше. На Кавказе и в Центральной Азии все носят платки. Закрытые лица – это в первую очередь Афганистан, Персидский залив, Алжир, Йемен.
По мнению Алексея Малашенко, сейчас идет процесс реисламизации исламского мира (Фото: carnegieendowment.org)
|
Даже в Турции, хотя, казалось бы, совсем светское государство, стали больше носить платки. Иногда там можно увидеть, когда на улице одна женщина идет с закрытым лицом, а другая здесь же идет в мини-юбке.
ВЗГЛЯД: С чем связано то, что одни женщины носят платки, а другие полностью закрывают лицо? От чего это зависит?
А. М.: Это зависит от традиции. Она даже не исламская, а скорее этнокультурная. Покрывала существовали и до ислама. Ислам их не придумал, он их санкционировал.
А вообще, по одной из версий, это делалось также, чтобы разграничить христиан и мусульман.
ВЗГЛЯД: Есть ли какие-то организации или лидеры, настаивающие на том, что все женщины непременно должны закрывать лицо?
А. М.: Настаивать, чтобы это было по всему мусульманскому миру, нереально. В Афганистане это распространено, когда были талибы и имарат Афганистан, это было фактически на государственном уровне.
Кстати говоря, некоторые медики считают, что если у женщины закрыто лицо, это вредит ее здоровью, потому что там накапливается пыль. Есть и другое мнение – что закрытие лица ограждает от дурных, например, запахов.
ВЗГЛЯД: Есть ли более или менее достоверные данные, что сами женщины думают об этом?
А. М.: Это неизвестно. Нет единого однозначного мнения. Мне лично кажется, что подавляющее большинство женщин отнюдь не в восторге от этого. Когда я работал в Северной Африке и на Ближнем Востоке, мне рассказывали про некоторых женщин, что они в городе ходят как европейские дамы, а приезжая в родную деревню или в деревню к мужу, надевают на себя все это. Я лично видел, как две полностью закрытые дамы заходят в достаточно дорогое кафе или чайную и сбрасывают с себя эти покрывала: в более европеизированном обществе всем на это наплевать. Потом они выходят на улицу и опять на себя это надевают.
ВЗГЛЯД: В целом в какой степени можно говорить о том, что женщины надевают хиджаб добровольно?
А. М.: Это дело привычки. Безусловно, в сельской местности это более распространено, к этому приучают с самого начала. В городах меньше, под влиянием телевидения это падает.
Должен отметить, что сейчас распространяется такое явление, как ношение хиджаба из чувства протеста: «Мы исламские женщины, постольку, поскольку мы приверженцы ислама, мы и должны так ходить, чтобы подтвердить нашу исламскую идентичность». Это некий исламский афеминизм: «Мы все равно будем ходить так, как положено».
ВЗГЛЯД: А как обстоят дела в эмигрантской среде?
А. М.: Там очень сильно все поляризируется. Есть женщины мусульманского происхождения, которые подчеркивают, что они ушли от этой традиции. А для других в последнее время это не только форма самоидентификации, но и форма протеста: «Мы гонимые мусульмане, мы будем показывать, что мы мусульмане».
ВЗГЛЯД: В Иране, где за внешним видом женщин строго следят, наблюдается несколько иная форма протеста: ношение платка, сдвинутого назад, чтобы голова была открыта, насколько это возможно...
А. М.: В Иране очень сложное общество. По исламской традиции платок должен полностью закрывать волосы. Чем дальше заходишь в европеизированные кварталы Тегерана, тем меньше закрытость платков.
А в Куме, например, женская либеральность выражается в цвете одежды. Темно-зеленый или бордовый цвет – это уже не черный.
ВЗГЛЯД: Что наблюдается на этот счет в российских мусульманских республиках?
А. М.: На Кавказе сейчас все это возрождается. Никаких покрывал там, конечно, никто не носит, потому что это слишком, но в платках ходят почти все. А уж про Чечню я вообще не говорю. Студентки, которые там первые надели платки, даже получили специальное поощрение от Рамзана Кадырова.
В Татарстане женщин, которые носят платки, больше, но все-таки Татарстан – достаточно европеизированная республика. Можно сказать, что в городах это в определенной степени мода, но это больше чем мода.
ВЗГЛЯД: Где и в какой степени допускается, чтобы мусульманская женщина ходила полностью в европейской одежде?
А. М.: Все-таки лучше бы ходить. По-разному, на самом деле. Когда я в 1972 году работал в Египте, там, по-моему, вообще никто никаких платков не носил – я имею в виду Каир, конечно. Женщины были одеты, скажем так, более чем откровенно, это было совершенно нормально. А вот уже в 90-е годы я специально провел эксперимент, посчитал на перекрестке – очень скоро число женщин в платках перевалило за сотню. По моим наблюдениям было видно, что 70% женщин ходят в платках.
ВЗГЛЯД: С чем вы связываете такие перемены?
А. М.: Прежде всего, это реисламизация мусульманского мира. В какое-то время был очень силен национализм, были даже какие-то либеральные тенденции. Но общая активизация ислама, активизация радикального ислама, противоречия, которые возникли между мусульманским миром и остальным миром, побудили людей искать более яркие формы религиозной самоидентификации. К этому, безусловно, добавляются конфликты и миграции.
В России это была реакция на советский атеизм, потом российские мусульмане, особенно Кавказ, вписывались в общую парадигму мусульманской цивилизации. Я считаю, что это неизбежно и в каком-то плане нормально, только временами это принимает известные радикальные формы.
Все разговоры о том, что религия кончится, несерьезны. Религия остается и политизируется.
ВЗГЛЯД: Как вы думаете, будет ли такая тенденция продолжаться в обозримом будущем?
А. М.: Это дойдет до какого-то определенного уровня и может вызвать обратную реакцию, протесты. По информации, которую я получаю из Чечни, далеко не все молодые дамы довольны тем, что от них требуют ношения платка и традиционной мусульманской одежды.
Пока что общая тенденция – люди хотят показывать всем остальным, что они не такие, как все.