«На Западе нет обязанности для всех кандидатов дебатировать со всеми. Обычно дебатируют только лидеры с лидерами. На прошлых выборах в США было зарегистрировано 23 кандидата в президенты. Но из всех них Барак Обама дебатировал исключительно с Джоном Маккейном», – заявил газете ВЗГЛЯД политолог Евгений Минченко. Во вторник депутаты Госдумы единогласно приняли в первом чтении внесенный Дмитрием Медведевым пакет законопроектов о политической реформе. В частности, они
одобрили президентский законопроект, освобождающий партии от сбора подписей для участия в выборах всех уровней.
Законопроект сохраняет требования, что на выборах главы государства должен вестись сбор подписей избирателей партиями, не представленными в Госдуме или законодательных органах не менее чем одной трети регионов. Однако число подписей существенно сокращено.
Также парламентарии
поддержали проект о прямых выборах глав регионов. По мнению наблюдателей, подобные нормы усиливают политическую конкурентную среду и делают систему более демократической. Эти решения приняты на фоне завершающейся президентской избирательной кампании. Второе чтение этих проектов состоится уже после 4 марта.
В интервью газете ВЗГЛЯД директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко рассказал, чем избирательная кампания в России отличается от зарубежных и, в частности, какое значение имеют дебаты между кандидатами в президенты.
ВЗГЛЯД: Евгений Николаевич, как выглядит российская система выборов президента на фоне зарубежных?
Евгений Минченко: В России, если брать какие-то формальные вещи, мы на очень высоком уровне. Например, списки избирателей. У нас прописанная система доступа к средствам массовой информации. Как она соблюдается – это другой вопрос, но в законе она прописана довольно четко. Прописан порядок финансирования избирательной кампании. Вполне реалистичные избирательные фонды, но в то же время есть ограничения.
То есть с формальной точки зрения законодательство достаточно неплохое, если не считать двух пунктов. Очевидно, что в правилах регистрации кандидатов в президенты порог в два миллиона подписей для независимых кандидатов чрезмерен. Но, собственно, эти недочеты предлагает исправить Медведев, введя порог в 300 тысяч подписей и выдвижение без сбора подписей для любой партии, не только от парламентской.
Предложенные новации, конечно, увеличивают эффективность избирательного законодательства по сравнению с тем, что было. Особенно если будет либерализован порядок регистрации политических партий: из запретительного, по сути дела, он станет фактически уведомительным, то есть максимально легким. Это увеличит уровень конкурентности выборов, особенно если к этому добавятся еще и
прямые выборы губернаторов, что даст возможность распределить административный ресурс между разными партиями.
ВЗГЛЯД: Как бы вы в целом подытожили теледебаты в России? Насколько они были яркими?
Е.М.: Они были серые, в том числе потому, что оппозиционные кандидаты не очень-то хотят выигрывать у лидера.
ВЗГЛЯД: Входят ли на Западе теледебаты в стандарты демократических процедур?
Е.М.: На Западе нет обязанности для всех кандидатов дебатировать со всеми. Обычно дебатируют только лидеры с лидерами. На прошлых выборах в США было зарегистрировано 23 кандидата в президенты. Но из всех них Барак Обама дебатировал исключительно с Джоном Маккейном. Даже с Ральфом Нейдером, ветераном американской политической сцены, Обама дебатировать не стал.
Во Франции дебаты проходят только перед вторым туром. В 2002 году Жан-Мари Ле Пен отказался от дебатов с Жаком Шираком. То есть жесткого требования, чтобы лидер президентской гонки дебатировал со всеми кандидатами, нет. Я думаю, что это вопрос политической технологии, а не демократических стандартов.
ВЗГЛЯД: Можно ли связать смещение губернатора Дарькина с приближением 4 марта? Это было предвыборное решение?
Е.М.: Это связано напрямую. Ситуация в регионе достаточно сложная. Дарькин не очень популярен. У него были напряженные отношения с целым рядом федеральных чиновников. Я думаю, это все легло на не очень хороший результат «Единой России» на выборах в Госдуму. И Дарькин был отправлен в отставку под выборы, чтобы эффект дал о себе знать.