Британская прокуратура направила запрос на арест и экстрадицию россиянина Дмитрия Ковтуна, проходящего подозреваемым по делу Литвиненко. Москва, считающая самого бизнесмена пострадавшей стороной, запрос Лондона никак не комментирует. А сам Ковтун считает неожиданную активизацию со стороны прокуратуры королевства «подозрительной». Лондон потребовал от Москвы выдать британским правоохранительным органам российского предпринимателя Дмитрия Ковтуна, наряду с Андреем Луговым обвинявшегося в отравлении экс-сотрудника российских спецслужб Александра Литвиненко.
О направленном в Россию запросе сообщил сам Ковтун в интервью
Finanсial Times. По его словам, о запросе, датированном 12 февраля, ему стало известно накануне от представителей Следственного комитета России. «Представители СК информировали меня во вторник, что получили письмо британских прокуроров, обвиняющее меня и требующее моего ареста и экстрадиции», – сообщил он.
В Лондоне информацию комментировать отказались. «Мы не подтверждаем и не опровергаем это сообщение. Мы не обсуждаем, добиваемся мы или нет чьей-либо экстрадиции», – заявили в британской прокуратуре.
Сам Ковтун счел действия британской стороны подозрительными, заявив, что правоохранительные органы королевства вряд ли могли получить новые свидетельства по делу об убийстве 2006 года. «Тот факт, что они представляют эти свидетельства сейчас, спустя пять лет, уже сам по себе выглядит подозрительно», – заявил он.
Напомним, близкий олигарху Борису Березовскому сбежавший в Великобританию экс-чекист Литвиненко скончался в Лондоне 23 ноября 2006 года. Британская полиция утверждала, что Литвиненко умер в результате отравления радиоактивным полонием-210, и обвинила в причастности к этому преступлению бывшего сотрудника ФСБ, предпринимателя Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна, с которыми Литвиненко встречался незадолго до смерти.
Сотрудники полиции Соединенного Королевства считают, что Луговой подсыпал полоний в чашку чая, из которой пил Литвиненко во время встречи в кафе, на которой присутствовал также и Дмитрий Ковтун.
Впоследствии Лондон безуспешно добивался экстрадиции Андрея Лугового из России, конституция которой запрещает выдавать россиян иностранному государству, и даже требовал от Москвы переписать основной закон.
Сам Луговой заявлял о собственной невиновности и о том, что это дело было шито белыми нитками. По его словам, он не мог подсыпать полоний в чай хотя бы потому, что заказывал напиток для себя и Ковтуна. Литвиненко сам почему-то решил отпить из его чашки.
Российские следователи, расследовавшие дело Литвиненко, заявили, что умерший при встрече передал Луговому сим-карту и пластиковую банковскую карту, после чего за Луговым был зарегистрирован след радиоактивного полония.
Именно этот след британские спецслужбы считают главным доказательством вины Лугового.
Впоследствии российские правоохранительные органы объявили самих Ковтуна и Лугового жертвами покушения, заказчики и исполнители которого пока неизвестны.
При этом Лондон до сих пор не представил Москве официальное заключение о причинах смерти Литвиненко.
Отказ выдать Лугового в свое время сильно подпортил отношения между Россией и Британией. Последняя, в частности, увязала именно с этим вопросом перспективу облегчения визового режима для россиян.
Требование о выдаче Ковтуна, которое, как не сложно предположить, также будет отвергнуто российской стороной, может вновь обострить отношения двух стран. «Еще один нажим в сторону судебного преследования может вызвать новое обострение отношений между Россией и Соединенным Королевством», – отмечает издание.