Московская патриархия подготовила обращение с призывом к борьбе с «антицерковными силами», которую зачитают с амвонов в воскресенье. Об этом сообщают блогеры. Появлению документа предшествовала острая полемика в Сети вокруг фигуры патриарха Кирилла. Тем не менее, в Вербное воскресенье патриарх, как обычно, должен возглавить литургию в Храме Христа Спасителя. Для поклонения в Храме выставят новые реликвии.
Накануне стало известно, что Московская патриархия Русской православной церкви (РПЦ) подготовила обращение, призывающее верующих бороться с «антицерковными силами» и «ложными ценностями агрессивного либерализма». Полный текст циркуляра приводит в своем блоге на «Эхе Москвы» религиовед Валерий Отставных. По его данным, документ будет зачитан с амвонов православных храмов в праздник Вербного воскресенья.
Как говорится в документе, РПЦ полагает, что в России существуют «антицерковные силы», которым не нравится активная роль церкви в жизни страны и ее способность «объединять миллионы людей». Эти силы стремятся дискредитировать священнослужителей, чтобы расколоть общество и заставить россиян отвернуться от храмов.
В тексте названы случаи «осквернения храмов», имевшие место в последние месяцы, в частности. Перечисление начинается с «кощунства», совершенного 21 февраля в Храме Христа Спасителя, где состоялся «панк-молебен» группы Pussy Riot, и завершается упоминанием «клеветнической информационной атаки на Предстоятеля Церкви».
Нынешнюю ситуацию РПЦ сравнивает с 1918 годом, когда многие священнослужители и миряне «засвидетельствовали верность Христу и Его Церкви, пав от рук богоборцев». «Враги Церкви» обозначены. Война началась?!» - комментирует документ блогер Отставных.
Как уже писала газета ВЗГЛЯД, в последние несколько неделель глава РПЦ патриарх Кирилл подвергся массированной критике со стороны многих блогеров.
Доступ к Ковчегу
В православный праздник Входа Господня в Иерусалим, известный также как Вербное воскресенье, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит божественную литургию в храме Христа Спасителя, сообщает Московский патриархат.
После литургии Ковчег с частицей ризы Господней и гвоздем от Креста Господня вынесут из алтаря храма Христа Спасителя и выставят на середину для поклонения верующих. Святыни будут доступны для поклонения в течение недели, затем ковчег будет принесен в Пензенскую епархию.
История этой святыни восходит ко времени земной жизни Спасителя. Согласно евангельскому повествованию, Его хитон - риза Господня - досталась воинам, сторожившим казненных на Голгофе.
До XVII века риза Христова хранилась в храме города Мцхета - древней столицы Грузии. В 1617 году Грузия была захвачена персидским шахом Аббасом, солдаты которого разорили храм и затем доставили святыню шаху. В 1624 году он передал ее в дар царю Михаилу Романову. Вскоре риза была доставлена в Москву и помещена в патриарший Успенский собор Кремля. Позже риза была разделена на несколько частей, которые оказались в Софийском соборе Киева, в костромском Ипатьевском монастыре, в Ярославле и в двух храмах Санкт-Петербурга.
Фрагмент ризы Господней был передан президентом России Владимиром Путиным ныне покойному патриарху Алексию Второму в ноябре 2007 года, в дни празднования 90-летия восстановления патриаршества в России. До недавнего времени фрагмент ризы, заключенный в серебряный складень, хранился в коллекции музеев Московского Кремля.
Как напоминает на своем сайте патриархат, Животворящий Крест Господень вкупе с четырьмя гвоздями был обретен равноапостольной царицей Еленой в IV веке. Со временем гвозди были распространены по всей Европе. С первых веков христианства с этих гвоздей делались многочисленные копии, в которые вкладывались и подлинные частицы, и в итоге новые гвозди также почитались как святыни.
Гвоздь, в настоящее время хранящийся в храме Христа Спасителя, был передан церкви из запасников музеев Московского Кремля в июне 2008 года.
После Архиерейского Собора и празднования 1020-летия Крещения Руси президент Дмитрий Медведев вручил 9 реликвий патриарху Алексию Второму, среди которых был и гвоздь от Креста Господня, напоминает РИА «Новости».
Ожидается новый наплыв паломников в Храм, правда, не столь большой, как прошлой осенью, когда очередь к выставленному там же Поясу Богородицы, несмотря на холода, достигала Воробьевых гор, а время ожидания в ней – 24 часов. Поэтому многие из тех, кто хотел бы прикоснуться к святыне, не успевали сделать это.
Напоним, пояс Богородицы обычно хранится в Ватопедском монастыре на горе Афон в Греции. С 20 октября пояс путешествовал в пределах Русской православной церкви. 19 ноября его привезли в храм Христа Спасителя в Москве, где он находился девять дней.
За время пребывания афонской святыни в России ей поклонились почти 3 миллиона человек, около миллиона из них – в Москве. В Церкви тогда призвали не отчаиваться тех, кто не поклонится именно этой частице пояса. Ведь части пояса Богородицы хранятся в нескольких местах в России, в том числе в Серапионовых палатах Троице-Сергиевой лавры и в храме Илии-пророка в московском Обыденском переулке, всего в нескольких сотнях метров от храма Христа Спасителя, напоминал руководитель пресс-службы патриарха протоиерей Владимир Вигилянский.
Двунадесятые празники
Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье), которое в воскресенье празднуют православные, - один из 12 главных праздников православной Церкви, который отмечается за неделю до Светлого Христова Воскресения - Пасхи. В 2012 году православные верующие будут встречать Пасху 15 апреля.
Вход Господень в Иерусалим - одно из главных событий последних дней земной жизни Иисуса Христа, которое описывают все четыре евангелиста и который считается символом будущего воцарения Бога. В этот день Христос верхом на молодой ослице въехал в Иерусалим, и весь город вышел Ему навстречу. Как сказано в Евангелии, люди снимали с себя верхние одежды и бросали их на дорогу, по которой ехал Иисус. Они устилали Его путь пальмовыми ветвями и приветствовали возгласами «Осанна!», как обычно обращались только к царю.
Причиной ликования было чудо, которое совершил накануне Иисус, воскресив Лазаря и доказав тем самым свое право называться Сыном Божиим.
Праздник еще называется праздником «Вайи» (ветви финиковой пальмы, которыми приветствовали Иисуса встречавшие Его жители Иерусалима), неделей «Цветоносия», «Цветною». В России же этот праздник называется «Вербным воскресеньем», поскольку на севере первое растение, которое оживает после долгой зимы - это верба, и в этот день за всенощной службой (или за утреней) молящимся раздаются освященные ветви вербы.