В Москве открылась сенсационная выставка "Шедевры подделки". Коллекционер, основатель "Дома иконы", бывший топ-менеджер "Транснефти" Игорь Возяков представил на ней произведения крупнейших русских художников середины XIX-начала ХХ века, оказавшиеся фальшивками, сообщает телеканал "Дождь".
Возяков начал собирать картины в середине 1990-х, заработав свои первые большие деньги в "Транснефти". Он собрал большую коллекцию русского искусства конца XIX - начала XX века - 120 работ. Был у него и консультант - некий диллер, которому он доверял.
Сейчас он, уже много лет собирая иконы Старых зарубежных мастеров, Возяков решил продать на аукционе свои шедевры, которые очень сильно должны были вырасти в цене - каждый год они растут на 15%. Эти вещи покупались в том числе и как инвестиции - рынок искусства пережил настоящим бум за это время.
Перед продажей он решил провести повторную атрибуцию, как это принято. Из 15 оставшихся к тому моменту работ девять оказались подделками. Но образцовыми подделками. Например, картина "Чесменский бой" Айвазовского с хорошим провенансом (историей владения) - якобы великий князь, который был на открытии, по-моему, чуть ли не Пажеского корпуса, где висит эта вещь, увидев картину, сказал Айвазовскому: "Прекрасная штука! Нельзя ли мне точно такую же, немножко в другом ракурсе?". "Фантастический провенанс для картины. Отправили на атрибуцию - фальшак, но сделанный еще при жизни самого Айвазовского. То есть это минимум 2 миллиона "до свидания", - рассказывает культурный обозреватель телеканала Анна Монгайт.
Самое интересное в этой истории - что на каждую фальшивую картину во время покупки Возякову были предоставлены экспертизы Третьяковской галереи. И это является самым интересным на выставке - возле каждой картины висит экспертиза с именами экспертов. Причем возле некоторых картин - две противоречащие друг другу экспертизы одних и тех же экспертов. Например, в первой экспертизе написано - "Идеальная работа. Музей. Покупайте", на второй - через 15 лет - "Ужасно, фальшак". Обе экспертизы подписаны именами "Гладкова и Чурак", Чурак заведует отделом "Передвижников" в Третьяковке.
Причем, подать в суд на экспертов невозможно - они не несут никакой ответственности. Поэтому у Третьяковской галереи и других музеев государство отобрало право давать экспертизу частным коллекционерам. Правда, сразу же, напротив Третьяковской галереи, появилась организация "Третьяков", в которой все те же сотрудники музеев работают как независимые эксперты, отмечает телеканал.