Ситуацию с фильмом "Служу Советскому Союзу", который вызвал гнев нового министра культуры Владимира Мединского, нельзя считать продолжением истории с намечавшимся на 7 мая и отмененным показом фильма "Четыре дня в мае", считает историк и журналист Михаил Соломатин.
В своем блоге на сайте "Эха Москвы", он подчеркивает, что "Четыре дня в мае" изображает русского солдата - варвара на фоне культурных и благородных немцев, в то время как "Служу Советскому Союзу" как раз "воспевает простых граждан страны, показывая, что в ней любой уголовник - истинный патриот, подготовленный не хуже Рэмбо".
В фильме, который требует снять с телепоказа министр, ссылаясь на возмущение общественности, объектом дегероизации стал не народ, а режим, отмечает историк.
Напомним, новый фильм режиссера Александра Устюгова "Служу Советскому Союзу" снят по роману Леонида Менакера "Обед с дьяволом" и рассказывает о том, как в первые дни войны заключенные советского концлагеря с оружием в руках дали отпор немецким захватчикам, в то время как охрана лагеря "доблестно" разбежалась. Впоследствии все герои этого неравного сражения были, естественно, расстреляны "своими".
"Режиссер Александр Устюгов покусился на святое: на НКВД, на саму концепцию государства, охраняющего свою безопасность от нас с вами. Беда в том, что эта античеловеческая концепция имеет достаточное количество адептов среди простых граждан страны. Государственное воспитание в СССР и России слишком долго было нацелено на то, чтобы человек воспринимал нападки на поработившее его государство, как на себя лично", отмечает Соломатин.
По его мнению, сейчас ситуация хуже, чем при Брежневе, когда чувство иронии спасало от воздействия государственной пропаганды. Теперь же, после десяти лет агрессивной обработки тезисами "Россия в кольце врагов", "только жесткие меры могут спасти нацию" и т.п., у нас и нападки на Берию воспримут как "оскорбление ветеранов" и "нашей исторической памяти".
Мнение: оскорбленные "ветераны" - сотрудники органов и ВОХРа
Как отмечает в свою очередь "Каспаров.ру", Министр выступил с очередной одиозной, но совершенно однозначной политической инициативой. Он выступил против "очернения" доблестных сотрудников органов. При этом издание предполагает, что Мединский имеет в виду ветеранов вполне конкретных родов войск, говоря о том, что фильм может их оскорбить - сотрудников органов и ВОХРа.
Главные герои ленты имеют реальных прототипов. В судьбе писателя и журналиста, ветерана гражданской войны в Испании Михаила Донцова (Аверин) явственно угадывается столь же трагичная судьба его тезки, талантливого советского журналиста Михаила Кольцова. Образ актрисы Таисии Мещерской (Гришаева) несет в себе отдельные черты характера Татьяны Окуневской и Зои Федоровой. Последнюю, кстати, предательская пуля наемного убийцы все-таки настигла, только спустя много лет после войны.
"Что же касается общей сюжетной канвы, то любой ветеран Заполярья охотно расскажет немало историй о том, как в годы войны в разных обстоятельствах то тут, то там заключенные лагерей, как "политические", так и "урки", презрев личные обиды, становились на защиту Отечества", - отмечает издание.
Более же всего, как полагает "Каспаров.ру", гнев у "ветеранов" и их чиновных покровителей вызвало то, что "за каждым кадром фильма читается настойчивое утверждение, что советская карательная система, если и могла воспитать в своих сотрудниках какие-то качества, то только беспринципность, садизм, жестокость и вытекающую из них патологическую трусость".
Политический обозреватель "Коммерсантъ FM" Станислав Кучер отметил в связи со скандалом, что "власть все чаще стала показывать, что считает себя вправе решать, что для народа хорошо, а что плохо. Что ему можно смотреть, а что нет. Кто может быть для него духовным авторитетом, а кто не может. Какую историю ему стоит изучать, а какую стоит забыть. Нужно ему высшее образование, или нет".
Обозревателя "Коммерсанта" Бородину травят за комментарий о Мединском
После того, как обозреватель газеты "Коммерсант" Арина Бородина во вторник заявила, что письмо Мединского гендиректору НТВ с настоятельной просьбой снять фильм с эфира 22 июня - это "откровенно политическая популистская акция", ей на электронную почту стали приходить сотни писем одинакового содержания с оскорблениями.
"В общей сноложности, начиная с 19.00 и на сегодняшний момент, я получила более 200 писем, и практически все они написаны как под копирку. И они по-прежнему продолжают приходить на мой адрес с интервалом от 3-х до 2-х минут. Перерыв был только ночью, на два часа. А так, идут потоком", - сказала Бородина в интервью радиостанции "Коммерсантъ FM".
"Эти люди, которые шлют мне письма на рабочую почту, или робот, или компьютер, они хотят убедить меня в том, что они есть, что они писали Мединскому, что они протестуют против показа этого фильма. А ведь вместе с тем, в каждом письме эти "высококультурные" адресаты, кроме того, что они пытаются убедить меня в том, что 1996 писем было (у некоторых из этих писем так и в разделе "тема" забита цифра 1996) мне просто хамят, оскорбляют, говорят, что мне надо любить Родину и что Сталин сделал много хорошего для страны, пишут про "чемодан, вокзал, Ницца" (хорошо хоть, что уже не Израиль) и все напирают именно на то, что они были авторами писем в поддержку Мединского, очень его горячо поддерживают и говорят, что это замечательный министр культуры". - сказала обозреватель газеты.