"Сбербанк" ответил на обвинения в свой адрес со стороны председателя совета директоров Таганрогского автомобильного завода "ТагАЗ" Михаила Парамонова, который в недавнем интервью "РБК daily" обвинил банк в нежелании идти навстречу своему заемщику в реструктуризации задолженности, что якобы стало причиной решения руководства предприятия начать в начале июня процедуру банкротства. Однако в самом банке такому заявлению были удивлены.
Напомним, ситуацию с проблемным должником "Сбербанка" пыталось разрешить его Управление по работе с проблемными активами, созданное в 2009 году, в разгар кризиса, когда проблемных ситуаций с заемщиками стало очень много и пришло время начать специальным образом с ними работать. Тогда руководство банка приняло принципиальное решение - создать специальное Управление, подчинив его непосредственно президенту банка Герману Грефу. Одной из основных его задач стала разработка методологии сбора проблемных долгов для всего холдинга.
Как рассказала агентству РАПСИ вице-президент "Сбербанка", директор Управления по работе с проблемными активами Светлана Сагайдак, "Сбербанк" был, вероятно, единственным банком, который до последнего момента поддерживал "ТагАЗ" и убеждал в необходимости этого и другие банки. Она заявила, что, начиная с декабря 2011 года, банк рассматривал различные варианты урегулирования задолженности "ТагАЗа". "К сожалению, все наши попытки ничем не закончились, в апреле 2012 года собственники предприятия инициировали собственное банкротство", - заявила вице-президент, напомнив, что урегулирование отношений с "ТагАЗом" должно было базироваться на четком понимании перспектив бизнеса и на абсолютной прозрачности деятельности этого предприятия. Но у "Сбербанка" возникли серьезные сомнения в готовности данного клиента к открытому диалогу, а также вопросы, связанные с эффективностью менеджмента "ТагАЗа" и финансированием непрофильных проектов.
"Сейчас задолженность "ТагАЗа" перед кредиторами составляет 29 млрд рублей. "Сбербанку" предприятие задолжало 3,6 млрд. Оно начало у нас кредитоваться в 2008 году, а проблемы начались уже в 2009 году. Отчасти они были вызваны тем, что Парамонов направлял средства оборотного капитала на финансирование непрофильных проектов. У нас есть большие вопросы к эффективности менеджмента "ТагАЗа". Однако еще в 2008-2009 годах мы пошли навстречу заемщику, заключив мировые соглашения на выгодных для него условиях, а в 2011 году снизили процентную ставку до 7,5% годовых. Также был продлен срок погашения обязательств на 5 лет", - сообщила Сагайдак.
"Если мы видим, что бизнес может выжить, мы предлагаем реструктуризацию. Понятно, что часто это бывают достаточно болезненные реструктуризации - например, связанные с жесткой системой сокращения издержек или с продажей непрофильных активов", - пояснила директор Управления.
Но действия руководства "ТагАЗа" поставили под сомнение искренность желания оздоровить предприятие, считает вице-президент "Сбербанка". "Не случайно еще один кредитор "ТагАЗа", Газпромбанк, обратился в Следственный комитет с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении руководства предприятия в связи с сокрытием объектов, являющихся предметом залога. Примечательно, что в совокупный долг "ТагАЗа" включены долги подконтрольных Парамонову компаний на сумму 8,1 млрд рублей, что превышает задолженность завода каждому из банков-кредиторов", - напомнила Сагайдак.
Она также пояснила, что последняя ставка "ТагАЗу" составила в "Сбербанке" 7,5%, а не 18%, как заявлял Парамонов, . "Он утверждает, что из-за нас пострадали автомобильные компании "ИжАвто" и "Дервейс". Но про "ИжАвто" я уже говорила - предприятие купил АвтоВАЗ и оно функционирует. Молодая автомобильная черкесская компания "Дервейс" тоже продолжает работать. Повторю, мы считаем, что заявления Парамонова в адрес "Сбербанка" - эмоциональный срыв. Несмотря на это мы готовы к диалогу с менеджментом и собственниками "ТагАЗа" в целях урегулирования задолженности, хотя наш кредит доверия к Парамонову тает", - заметила вице-Светлана Сагайдак.
Что касается профессионализма команды Управления по работе с проблемными активами, то о его уровне свидетельствуют цифры. За три года работы Управлению удалось собрать команду из самых квалифицированных в России профессионалов в вопросе сбора долгов. И, как результат, "по итогам 2011 года просрочка снизилась до уровня 3,6%; в целом доля просрочки "Сбербанка" по всему рынку упала с 34,6% до 27,0%".
Особенно хорошие результаты в розничном портфеле, по которому сейчас у "Сбербанка" очень низкая просрочка, которая составляет 2,3%. "Самое важное то, что мы уже накопили огромный опыт положительных историй, когда удалось решить проблемы заемщиков", - отметила Сагайдак. Она напомнила ситуацию с группой компаний "Партнер", в которую входят ТЦ "Южный" и супермаркеты "Пчелка". Во время кризиса у группы возникли финансовые сложности, и Управление по работе с проблемными активами "Сбербанка" реструктуризировало им часть текущих обязательств в размере 3,5 млрд. рублей, а также открыло несколько кредитных линий. Сейчас эта группа компаний продолжает успешно работать.
"Мы, как активный игрок кредитования строительной отрасли, в кризисный период поддержали многие компании: СУ-155, группа компаний "ПИК", группа Главстрой. Сейчас все они вышли на положительный уровень доходности, показывают достаточную динамику роста... Можно также привести пример нашего сотрудничества с "РАТМ Холдингом", с которым заключено соглашение о реструктуризации задолженности "Искитимцемент" - крупнейшего предприятия по производству цемента в Новосибирской области", - сообщила Сагайдак.