Сегодня, когда Европу сотрясают один за другим долговые кризисы, лидеры самых разных стран судорожно пытаются найти деньги для покрытия всевозможных обязательств. Практически все они прибегают к приватизации. Стоит напомнить, что этот рецепт им подсказала Маргарет Тэтчер. Когда в 1979 году Маргарет Тэтчер стала главой правительства Великобритании, страна остро нуждалась в деньгах. И одновременно экономика находилась в значительной зависимости от государства.
Государство владело коммунальными предприятиями, а также компаниями, которые переживали не лучшие времена и были спасены государством посредством национализации. Всему этому пришел конец, когда бразды правления перешли к Железной леди. Приватизация стала главным ингредиентом ее экономической политики, вместе с сокращением бюджетных расходов и снижением инфляции.
Тэтчер продала государственную авиакомпанию, государственную нефтяную компанию, государственные порты, компанию по производству стали, телекоммуникационного оператора, водные и газовые коммунальные службы. Она продала судоверфи. Она продала такие компании, как Jaguar и Rolls-Royce.
Вот самые значительные приватизационные сделки, которые заключило правительство Великобритании при Маргарет Тэтчер. В 1982 году была продана компания ядерной медицины Amersham International за 63 млн фунтов (97 млн долларов по сегодняшним ценам). В 1984-м – оператор British Telecom за 3,9 млрд фунтов (6 млрд долларов). В 1986 году – British Gas за 5,6 млрд фунтов (8,6 млрд долларов). В 1987 году – British Airways за 900 млн фунтов (1,4 млрд долларов). В том же году был продан и Rolls-Royce за 1,4 млрд фунтов стерлингов (2 млрд долларов), пишет
The Wall Street Journal.
Как отмечает почетный профессор Университета Кренфилда Дэвид Паркер, приватизация отсутствовала в избирательной программе консервативной партии, и Маргарет Тэтчер на свой страх и риск, вполне осознавая непопулярность подобных действий, пошла на применение приватизации. Кстати, сама она ненавидела это слово, предпочитая использовать «денационализация».
Программа приватизации создавалась, когда правительство «отчаянно искало деньги», отмечает профессор Паркер. Великобритания пошла по этому пути раньше остальных европейских стран. Любопытно, что во время финансового кризиса 2008
–2009 годов правительство Великобритании отступило от заветов Тэтчер, скупив контрольные доли в банковской группе Lloyds и Royal Bank of Scotland. Правительство намерено продать их, но пока даже не сделало предложения о продаже.
А тогда программа приватизации в Великобритании началась с малого. Правительство продало небольшие доли в British Petroleum в конце 1979 года, затем избавилось от British Aerospace и Cable & Wireless в 1981 году. В 1982 правительство Тэтчер продало ядерную компанию Amersham International, сохранив за собой специальную акцию, позволяющую в случае чего проконтролировать деятельность фирмы. А продажа British Telecom за 3,9 млрд фунтов была на то время самой крупной.
Разумеется, приватизация не была принята всеми без исключения. Тэтчер подверглась жесткой критике за то, что она продавала госактивы по бросовым ценам. Но, как отмечает профессор Паркер, в целом британскую приватизацию можно считать успешной, хотя далеко не все выиграли от этого.
Многие компании, перейдя в частные руки, стали успешнее за счет значительного повышения эффективности управления и привлечения больших инвестиций. Но были и те, кто не смог справиться, оказавшись выброшенными на рынок без поддержки государства. К примеру, судостроительная отрасль Великобритании после приватизации фактически развалилась.
Сделав приватизацию массовым явлением, возведя в принцип необходимость тотального вывода государства из экономики, использовав «денационализацию» в качестве инструмента пополнения бюджета, Маргарет Тэтчер указала остальным европейским государствам путь, по которому многим из них приходится идти в условиях нехватки денег. Даже после смерти она не изменила своей бережливости
– при жизни она настояла на том, чтобы ее хоронили без государственных почестей. Этим она сэкономит британским налогоплательщикам как минимум 800 тыс. фунтов, пишет
The Telegraph.
Сейчас страны Европы, оказавшись в условиях, когда по сути государственная модель экономической политики с упором на социальную сферу терпит бедствие, попросту вынуждены обращаться к приватизации. Более того, европейские кредиторы ставят приватизацию необходимым условием выдачи кредитов – в такой ситуации сейчас находится, к примеру, Греция, вынужденная продать свою энергетическую компанию DEPA и другие госактивы.
Россия также прошла болезненный процесс приватизации, который начался после распада СССР. Приватизацию того периода оценивают крайне неоднозначно. Особенно много вопросов и нареканий вызывает так называемая чековая приватизация, когда население получило на руки ваучеры номиналом 10 тысяч рублей. Каждый получивший такую бумагу мог затем самостоятельно распорядиться своей долей народного достояния: обменять на акции своего предприятия, участвовать в чековом аукционе, купить акции чековых инвестиционных фондов (ЧИФов) и затем получать дивиденды или просто продать.
Идеологом приватизации в нашей стране считается председатель Госкомимущества Анатолий Чубайс. Под его руководством Госкомимущество разработало программу приватизации и осуществило ее техническую подготовку. Также с приватизацией связан первый заместитель председателя правительства РФ с марта по декабрь 1992 года Егор Гайдар.
Кроме того, печально известны и залоговые аукционы, которые также относятся к приватизации. В 1995 году были проданы крупные пакеты акций госпредприятий коммерческим банкам. Многие именно с залоговыми аукционами связывают появление в России олигархов. В частные руки тогда перешли такие компании, как «Сибнефть», ЮКОС, «Норникель» и т.п. Идею залоговых аукционов также поддержал Анатолий Чубайс, тогда первый вице-премьер правительства.
До сих пор итоги приватизации 90-х годов, точнее их справедливость, подвергается сомнению в России. Время от времени раздаются призывы так или иначе их пересмотреть. К примеру, осенью прошлого года глава Федерации независимых профсоюзов (ФНП) России Михаил Шмаков и председатель комитета Госдумы по соцполитике Андрей Исаев выступили с инициативой реализовать программу «Антиваучер». С целью снижения социального неравенства в России они предлагают раздать народу «антиваучеры», то есть распределить доходы от госсобственности среди населения страны.
Тем не менее, сама идея приватизации, если не брать в расчет злоупотребления, поддерживается во всех странах, где всерьез занимаются вопросом роста своей экономики. В 2013 году Россию ждет новая волна приватизации, которая начнется во второй половине года. Ожидается, что она принесет 427 млрд рублей. Список объектов, готовящихся к приватизации, может быть расширен.