На международной конференции "Энергетический диалог: Россия-Европейский союз. Газовый аспект", которая открылась в Брюсселе в четверг, представители РФ заявили о необходимости сохранить привязку цены газа к цене на нефть, сообщает "Интерфакс".
Обеспечить надежность и стабильность снабжения потребителей природным газом можно лишь при наличии долгосрочных контрактов, включающих условие "бери или плати", объяснил европейцам заместитель председателя правления "Газпрома" и глава "Газпром экспорта" Александр Медведев.
Долгосрочные контракты, по его словам, служат фундаментом
газового бизнеса, обеспечивая производителю-экспортеру гарантию
окупаемости многомиллиардных капиталовложений, которые не становятся
меньше на единицу добываемого газа.
Медведев убежден, что "Европе понадобятся дополнительные объемы
газа". Он привел прогнозы, согласно которым к 2025 году потребности
дополнительного импорта газа к ныне имеющемуся уровню импорта составят
145 млрд куб. метров, а к 2030 году - до 200 млрд куб. метров в год. Но
уже к 2020 году понадобится, минимум, 80 млрд куб. метров
дополнительного импорта. Это, по его словам, связано с ускоренным
сокращением собственной добычи в Европе.
Российская сторона предложила Еврокомиссии вместе посмотреть на эти
оценки и все-таки услышать от Европы, сколько газа ей потребуется в
связи с увеличением потребления. "Мы готовы поставить газа столько, сколько Европе потребуется или захочется", - заявил зампред "Газпрома".
Он предостерег от обольщения проектами сланцевого газа и возобновляемых источников энергии, субсидирование которых, по его мнению, выходит за рамки лояльной конкуренции, от возвращения в Европу потребления угля, увеличивающего выбросы углекислого газа.
Что касается антимонопольного расследования Евросоюза в отношении "Газпрома", то представители российского газового монополиста считают, что это не более чем попытка политического давления с целью снижения цены на российский газ.
"Закрадывается сомнение, загадка: а в чем смысл этого расследования, нет ли за этим попытки политическими методами снижения цен на российский газ искусственными методами", - заявил Александр Медведев.
Напомним, так называемый третий энергопакет реформ в области газа и электроэнергии, утвержденный Евросоюзом в 2009 году, направлен на либерализацию рынка электроэнергии и газа. Он включает шесть законодательных актов, предусматривающих ограничения для вертикально интегрированных компаний на право владения и управления энерготранспортными сетями со стороны. Таким образом Еврокомиссия пытается разделить бизнес по продаже и транспортировке газа. По мнению ЕК, это повысит конкуренцию, позволит выйти на рынок новым игрокам и снизит цены на энергию.
Кроме того, третий энергопакет, по замыслу авторов, призван объединить довольно разобщенный энергетический рынок ЕС. Нововведения должны уничтожить национальные барьеры в торговле электроэнергией и природным газом путем повышения безопасности поставок и развития конкуренции на уровне Евросоюза, что даст потребителю более широкий выбор и повысит качество оказываемых услуг.
Россия выступает против этих новаций, полагая, что Еврокомиссия пытается контролировать рынок и заставить ОАО "Газпром" перейти от контрактной схемы поставок газа на спотовую. "Газпром" также считает, что эти нововведения направлены против него как главного поставщика трубопроводного газа в Европу.
Осенью 2012 года Еврокомиссия начала антимонопольное расследование в отношении "Газпрома", связанное, в частности, с применением положений "третьего энергопакета" к контрактам с рядом государств Восточной Европы.
Между тем, падение спотовых цен на газ в США уже подтолкнуло монополию "Газпром" к снижению цен для европейских покупателей. С 2016 года, как предсказывает подготовленный Минэкономразвития прогноз социально-экономического развития России на 2014 год и плановый период 2015-2016 годы, стоимость газа для российских промышленников будет определяться не только по экспортной цене "Газпрома", но и по стоимости газа на рынках Европы и США, в том числе и дешевого американского сланцевого газа.
"Газпром", по мнению экспертов, сможет конкурировать с американскими экспортерами газа на внешних рынках, в том числе в АТР, если проявит уступчивость в цене и сократит расходы на строительство газопроводов.