Понедельник ознаменовался целым рядом перестановок во властных структурах, связанных с экономикой России. И главной из них стало назначение первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева министром экономического развития России. Занимавший этот пост Андрей Белоусов ушел работать в Кремль. Указом президента России, опубликованным на его сайте, Алексей Улюкаев с 24 июня назначен министром экономического развития. Другим указом Андрей Белоусов назначен помощником президента.
Таким образом, была проведена многоходовая комбинация, о которой последнее время много говорилось в СМИ и экспертном сообществе. С 24 июня в должность вступает новый председатель Центробанка России Эльвира Набиуллина, которая до этого была помощником президента. В Кремль из правительства ушел Белоусов, тем самым повторив путь самой Набиуллиной, а в правительство пришел Улюкаев, занимавший должность первого зампреда ЦБ.
Пока ожидается еще одно назначение, о котором тоже последнее время говорится: глава экспертного управления Кремля Ксения Юдаева может стать первым зампредом ЦБ по денежно-кредитной политике.
Для Алексея Улюкаева это назначение можно назвать возвращением в правительство. Улюкаев, родившийся в 1956 году, окончил экономический факультет МГУ им. Ломоносова. В 1991 году начал работать в правительстве на должности экономического советника правительства, затем руководителя группы советников премьер-министра, затем помощника первого заместителя премьер-министра. В период с 2000 по 2004 год работал первым заместителем министра финансов. А с 2004 года до последнего момента работал первым заместителем председателя Центробанка России.
Как сказал президент России Владимир Путин в пятницу, как бы предваряя все перестановки, стратегический курс будет неизменным вне зависимости от кадровых перестановок в ЦБ, администрации президента и правительстве. «Необходимым условием роста является благоприятная среда обитания экономики – макроэкономическая стабильность, дальнейшее снижение инфляции, ответственный бюджет и соблюдение... бюджетного правила. Подчеркну: стратегический курс, который мы выбрали, останется неизменным. Это особенно важно. Этой политике мы будем следовать независимо от кадровых перестановок в Центральном банке России и в экономических блоках администрации президента и правительства», – цитирует президента
РИА «Новости».
Тем не менее, можно говорить, что взгляды у теперь уже бывшего министра экономического развития Андрея Белоусова и Алексея Улюкаева не слишком сходились, что проявилось на Петербургском международном экономическом форуме. Теперь уже бывший первый зампред ЦБ был вовлечен в спор по поводу стимулирования экономического роста страны, в котором участвовал и Белоусов.
В нем речь зашла о причинах экономического спада, который переживается экономикой России последние месяцы. По словам того же Белоусова, за январь-май 2013 года оценка роста экономики составляет 1,8%, падение темпов составляет примерно 2,5%. Одной из основных причин замедления экономического роста министр назвал резкое снижение инвестиционной активности. В свою очередь, это связано с укреплением рубля, начавшимся сразу после кризиса. «В 2011 году мы исчерпали девальвационный эффект, который у нас был в 2009 году, и в 2012 году мы уже вышли в положительную область. К марту 2013 года укрепление рубля составило порядка 20%», – указал Белоусов.
Следующим негативным фактором стал рост процентных ставок. «Сегодня мы имеем ставки по рублевым кредитам больше одного года порядка 11% в среднем... притом что ставки по рублевым депозитам больше одного года сегодня в среднем находятся на уровне 8%», – цитирует его «
Интерфакс». По сути, Андрей Белоусов обвинил именно Центробанк в замедлении экономического роста. МЭР последние месяцы активно выступает за снижение ставок Центробанком. Третьим негативным фактором Белоусов назвал рост тарифов естественных монополий.
Улюкаев возразил Белоусову по всем пунктам. Как пишет «
Коммерсант», он сказал, что причинами стагнации являются стагнация внешнего спроса и исчерпание возможностей восстановительного роста, а укрепление национальной валюты объективно соответствует такому периоду. Кроме того, ставки по кредитам в июне 2013 года соответствуют исторически сложившимся и даже чуть ниже. По словам Улюкаева, нужно не ослабление курса, а рост инвестиционной активности.
«Улюкаев придерживается классических взглядов на развитие экономики: за снижение инфляции, снижение роли государства в экономике, снижение роли государственных инвестиций и стимулирование частных. Соответственно, можно ожидать, что политика МЭР будет более умеренной, если раньше министерство выступало за увеличение госинвестиций и выступало с довольно мрачными прогнозами, то теперь, скорее всего, мы увидим смягчение этой риторики», – считает аналитик Инвесткафе Дарья Пичугина.
По ее словам, вряд ли МЭР полностью развернет свой курс с приходом нового руководителя, однако призывы к увеличению вливаний денег в экономику будут звучать гораздо реже. «Замена, скорее всего, призвана уменьшить старый конфликт между МЭР и Минфином относительно расходования средств резервных фондов. Политика всех трех ведомств (ЦБ, МЭР, Минфин) с приходом новых руководителей должна выровняться», – сказала аналитик газете ВЗГЛЯД.
И действительно, застарелый конфликт между Минфином и Минэкономики последнее время заострился в связи с тем, что к нему подключился Центробанк, который активно пытаются привлечь к стимулированию экономики путем снижения ставок. ЦБ, скорее, ближе по своей позиции к Минфину. То есть переход человека из ЦБ в МЭР, а бывшего министра МЭР – на пост главы ЦБ должен привести к большей сбалансированности работы.
«Не думаю, что Белоусов неудовлетворительно работал, скорее всего, президент просто приближает к себе эффективного сотрудника, которого сам же в свое время заметил и продвинул. Возможно, на посту помощника Белоусов также надолго не задержится, как и его предшественница», – полагает Дарья Пичугина.
Экс-министр финансов Алексей Кудрин считает, что Улюкаев – «наиболее подготовленный человек из нашего экономического истеблишмента». Работа министерства экономического развития с приходом Улюкаева, по мнению Кудрина, изменится. «Станет более рациональной, потому что он, на мой взгляд, более адекватный для современной экономики», – цитирует его
ПРАЙМ. «От Улюкаева не стоит ожидать требований субсидировать предприятия, направлять средства публичных фондов на различные инвестиционные проекты. Он не будет лоббировать такие идеи», – в свою очередь сказал председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин.
«Я сильно рассчитываю, что Алексей Валентинович, став министром экономики, вынужден будет думать и о стимулировании экономического роста, поскольку главный KPI (ключевой показатель эффективности – прим. ВЗГЛЯД) у него будет не инфляция, как было в ЦБ, а темпы роста. Я думаю, не будет такого, что Улюкаев будет исповедовать минфиновский подход по сбережению денег», – как будто бы в ответ на это сказал глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.
«Улюкаев постарается сконцентрироваться на мерах по улучшению ведения бизнеса в России вместо упора на госинвестиции, как это делал его предшественник Андрей Белоусов, – приводит
ИТАР-ТАСС слова директора «Центра развития» ВШЭ Натальи Акиндиновой. – Решение о выделении крупных госинвестиций в инфраструктуру было продавлено в большей степени именно благодаря Белоусову. Как представитель гайдаровской школы Алексей Улюкаев скорее всего считает драйвером роста российской экономики улучшение условий строительства, облегчение экспортно-импортных операций, облегчение доступа к инфраструктуре».