
Единственной страной – членом НАТО, имеющей полноценные вооруженные силы, останутся США. Европейские союзники в рамках концепции «Умной обороны» будут специализироваться каждый на чем-то одном и, по сути, потеряют свой суверенитет в вопросах обороны. Эксперты обращают внимание, что европейцы вопреки настояниям американцев сами выбрали такой путь из соображений экономии. Вице-премьер России Дмитрий Рогозин констатировал, что европейским странам грозит потеря суверенитета в оборонной сфере: концепция «Умная оборона» ставит их в полную зависимость от вооруженных сил США.
«Умная оборона» – ловкий способ лишить страны – члены НАТО полноценных национальных вооруженных сил. США при этом, располагая всеми родами и видами ВС, распределяют между союзниками задачи: ты будешь специализироваться на горных стрелках, ты – на тыловой логистике и так далее. Итог – полная потеря европейцами суверенитета в вопросах обороны и полная зависимость от Пентагона», – написал Рогозин в&В
Facebook.
В 2011 году министры обороны 28 стран НАТО в Брюсселе одобрили курс на&В проведение политики «умной обороны». Концепция предполагает «обеспечение большей военно-технической оснащенности при меньших финансовых затратах» и сводится к тому, что европейские страны отказываются от полноценных национальных вооруженных сил и присоединяются «к&В идее перераспределения ответственности в&В рамках создания одной большой атлантической армии, которая бы находилась под&В командованием штаба НАТО».
Газета
«Коммерсантъ» пишет, что несколько дней назад страны НАТО решили выделить на&В модернизацию украинской армии не&В менее 12 млн евро. Сейчас, по данным издания, на&В повестке альянса «всеобъемлющий и&В амбициозный» план дальнейшего развития НАТО, подразумевающий усиление коллективной обороны и&В повышение эффективности сил оперативного реагирования.
По мнению бывшего заместителя начальника главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России генерал-лейтенанта Евгения Бужинского, в возможности сэкономить на оборонном бюджете заинтересованы, в первую очередь, сами страны Европы. «Думаю, Соединенные Штаты были бы рады, если бы европейские союзники вносили больший вклад, но европейские союзники при наличии «большого белого брата» тратиться не хотят», - сказал он газете ВЗГЛЯД.
«Когда они принимали эту программу, мысль была такая: явных противников вроде нет, поэтому можно не напрягаться с расходами, и что-то делать совместно. Но сейчас они считают, что обстановка изменилась, и надо что-то делать», - отметил он.
По мнению Бужинского, вряд ли можно говорить о потере суверенитета, но военное бремя европейские союзники на плечи Вашингтона переложили. «А в зависимости они были все время, с момента образования блока», - сказал он.
Все зависит от того, как дело с нами пойдет, вернется ли к нормальным отношениям или будет конфронтация.
«Соединенные Штаты всегда подталкивали своих союзников к увеличению военного бюджета, к тому, чтобы они брали больше ответственности в военных вопросов, - сказал в интервью газете ВЗГЛЯД директор программы Центра политических исследований России по обычным вооружениям Вадим Козюлин. – Как правило, ничего из этого не выходило: не хотят союзники вооружаться».
«Это было вынужденное решение в силу того, что военные расходы у европейцев сокращаются, и они пытаются сохранить хорошую мину при плохой игре и распределили обязанности. Но все европейцы понимают, что этого недостаточно, но при этом индивидуально никто тратиться не готов. Наверное, в этом есть положительные организационные моменты, но в целом это от нужды», - добавил он.
«Что касается суверенитета, то он в военной сфере уже потерян давно, - согласился с Рогозиным эксперт. – Американские военные по действиям своих союзников в ливийской операции и в Ираке признают, что и выучка плохая, и снабжение, были проблемы со связью, с координированностью. Например, немцы и французы, пользуясь разными системами связи, не всегда координировали свои действия просто потому, что не слышали друг друга».
«Функция обеспечения национальной безопасности сегодня на аутсорсинге у вооруженных сил Соединенных Штатов, у которых военный бюджет составляет 45-47% всех военных расходов в мире. США, с одной стороны, делают заявления, что союзники должны расходовать больше, а с другой стороны, их это тоже вполне устраивает. Пистолет и доброе слово всегда лучше, чем просто доброе слово.&В Так вот пистолет сегодня находится в руках у Соединенных Штатов. Поэтому их слова звучат сегодня весомее, чем прочие», - пояснил он.
При этом эксперт обратил внимание, что, несмотря на то, что по отдельности ни у кого из европейских союзников по НАТО, за исключением, может быть, Германии полноценной армии нет, «но у всех вместе это вполне серьезные вооруженные силы». «Недооценивать их ни в коем случае нельзя. Они вполне адекватны тем угрозам, которые сейчас есть у Европы», - заключил он.