Скоро на большие экраны выходит картина "Париж, я люблю тебя", творцы которой отказались от показа "парадного вида" столицы Франции, а углубились в жизнь обычных спальных районов. Во время просмотра ленты киногурманов мучает один вопрос: "А что они всем этим хотели сказать?".
Из двадцати одного режиссера разной степени именитости задачу снять короткий эпизод о любви, привязанный к конкретному парижскому кварталу, никто не решил традиционно. Что, с одной стороны, способствовало яркости картины и ее жанровому разнообразию.
Но с другой – внесло в название фильма долю иронии, если не сарказма. Во всяком случае, большинство режиссеров, принявших участие в проекте, кажется, готовы были добавить к названию ленты подзаголовок "Любовь зла".
Восемнадцать новелл, действие которых происходит в восемнадцати кварталах Парижа, – для поклонников этого города картина обещала стать ностальгической экскурсией по любимым местам. Но не тут-то было. Сена, площадь Бастилии и кусочек бульвара Сен-Мишель оказались в этом фильме если не на эпизодических, то уж точно на ролях второго плана.
Режиссеры, не сговариваясь, наложили вето на туристический Париж. А если и обращались, как Сильвен Шоме ("Трио из Бельвиля"), к такой избитой достопримечательности, как Эйфелева башня, то лишь затем, чтобы втоптать в грязь все роящиеся вокруг нее стереотипы и чтобы главный символ Парижа совершенно потерялся в безумной истории любви двух мимов.
Зато не только туристы, но, кажется, и коренные парижане получили возможность открыть для себя ранее не виденные кварталы. Действие новелл "Далеко от 16 округа", "Площадь де Фет", "Порт де Шуази" происходит в эмигрантских районах, куда, кроме местных жителей, мало кто забредает. Комплекс вины перед бывшими колониями терзает французов не на шутку, поэтому нечего удивляться, что в фильме о любви к Парижу и любви вообще рассказана пара-тройка душещипательных историй о том, как мать-одиночка бросает грудного ребенка в яслях, чтобы нянчить буржуазного малыша, или о чернокожем, потерявшем работу и зарезанном хулиганами. И все это в декорациях мрачных спальных районов, где не ступала нога д’Артаньяна.
Однако даже если социально-политический аспект парижской любви навевает на кого-то неизбывную тоску, ничего страшного. Ведь каждая из короткометражек длится около пяти минут, а значит, скучать придется недолго. Тем более что среди эпизодов фильма попадаются настоящие маленькие шедевры, снятые монстрами мирового кинематографа и украшенные самыми неожиданными в контексте этой картины звездами.
Элайджа Вуд снялся в стильной пародии на вампирский хоррор, недвусмысленно отсылающей к признанному мастеру жанра и киноотцу вечно живого Фредди Крюгера Уэсу Крейвену, который в свою очередь порадовал зрителей остроумной историей ссоры влюбленных на кладбище Пер-Лашез, увенчанной появлением призрака Оскара Уайльда.
Несомненное первенство – а такого рода картины всегда в той или иной степени остаются соревнованиями – за блестящими эпизодами, снятыми братьями Коэн и Томом Тыквером ("Беги, Лола, беги"). Первые в новелле "Тюильри" вместе со своим героем в исполнении Стива Бушеми размазали по платформе знаменитого парижского метро слащавый миф о городе влюбленных. Впрочем, сделали это не только иронично, но и в высшей степени виртуозно, в чем им немало помог оператор Брюно Дельбоннель, приложивший руку к культовой "Истории Амели Пулен". Тыквер в манере динамичного и ритмичного повествования рассказал историю любви начинающей актрисы (Натали Портман) и слепого, в самом финале неожиданно нарушив комическим недопониманием и приведя к хеппи-энду уже обозначившуюся драму.
И все же сколь остроумны ни были бы эпизоды, придуманные и воплощенные мастерами мирового кино, гораздо большее отношение к названию фильма имеют новеллы, снятые аборигенами, – менее претенциозные, однако хранящие аромат и индивидуальность Парижа и только его одного. Брюно Подалидес, Ришар ла Гавернез, Жерар Депардье и Фредерик Обюртен, очевидно, рассказывали о родном, над чем порой не грех и пошутить, однако в конечном итоге финальной фразой все равно будет: "Париж, я люблю тебя".
Невероятный разброс жанров и стилей позволит оценить картину или какую-то ее часть и закоренелым скептикам, и неисправимым лирикам. С продюсерской точки зрения это неплохой ход, как и собранная в фильме коллекция разноплановых звезд от Фани Ардан до Ника Нолти. Однако, кроме калейдоскопического разнообразия, хотелось бы уловить и некое объединяющее начало, и желательно что-то помимо оригинального утверждения "Париж – город контрастов", отмечает "Взгляд".