В галерее "Дом Миколы" в рамках фестиваля KievFotoCom киевский фотограф Александр Гляделов представил документальный проект "Мама Africa". На выставке, подготовленной в Сомали, Кении и Южном Судане по заказу организации "Врачи без границ", корреспонденту удалось понять, что общего между медиком и фотографом.
С организацией "Врачи без границ" киевлянин Александр Гляделов сотрудничает около десяти лет. За это время он успел изучить жизнь российских заключенных, больных туберкулезом, побывать в лагерях беженцев из Чечни и подготовить репортажи о беспризорных детях на улицах Москвы. Опыт работы в "горячих точках" у фотографа тоже есть: в последние годы существования Советского Союза он по собственной инициативе объехал Нагорный Карабах, Литву, Таджикистан, Турению, снимал вооруженные столкновения в Молдавии и Приднестровье и даже был ранен во время одной из таких съемок в окрестностях Тирасполя.
Цикл из четырех десятков фотографий по итогам прошлогодней поездки в Африку - точка, в которой военная тема у Александра Гляделова впервые пересекается с социальной. На первый взгляд, здесь все, как в добротной социальной фотографии, и не более того: лица голодных детей, тарелки с кукурузной похлебкой (ради этого варева подростки из рассеянных в пустыне деревень в неурожайное лето бредут до школы чуть ли не 20 километров), обычные сельские сходки или очередь у палатки полевого госпиталя. Стоит всмотреться в эти кадры внимательнее, чтобы понять, что дело не только в засухе и эпидемиях - у любого жителя Сомали, как и у любого медика или репортера, приезжающего в эту страну, ежедневно имеются почти одинаковые шансы подхватить смертельно опасный вирус или оказаться жертвой разборки враждующих племен. Хотя даже последствия таких разборок сняты фотографом как дело вполне будничное - впечатление такое, что в пустыне нет более привычного занятия, чем разминирование аэродрома или охрана верблюжьих стад от соседнего племени, полураздетого, с амулетами в ноздрях и на пупе, зато поголовно вооруженного автоматами Калашникова.
В сознательном отказе от экзотики, по существу, вся этика Александра Гляделова. Все, что фотограф увидел за три недели африканского путешествия, зафиксировано на пленке как наше, европейское, еще точнее, как наше, человеческое, дело. Дистанция между зрителем и изображением минимальна, кстати, еще и потому, что Александр Гляделов нигде в открытую не давит слезу, не пытается шокировать, не занимается натуралистической съемкой - не подтягивает репортаж под зрительские стереотипы или формат престижной фотопремии. Рассказ о жизни в этом уголке планеты выдержан, скорее, в эпических тонах - с вниманием к таким невыразительным подробностям быта, как болтовня стариков на улицах, или к таким не идущим к месту деталям, как футбол подростков из кенийских трущоб.
Часто путешествуя с врачами по миру, Александр Гляделов, кажется, и сам немного стал врачом. Во всяком случае он лучше многих знает, чем фотограф похож на медика - и тому и другому не удастся сделать ничего, если им не будут доверять. Кстати, для обоих добиться доверия у "модели" и пациента часто оказывается труднее всего. Так что оценивать мастерство репортера лучше всего по самому непритязательному снимку новой выставки - тому, где молодая африканка, "не замечая" рядом человека с аппаратом, вычитывает из результатов анализа, что она заражена СПИДом.