13/12/2006 11:11
15-16 декабря в Сарове и Дивеево, состоится организованная фондом Андреевский флаг вторая международная научно-богословская конференция Москва – Третий Рим: Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к славе (св. преп. Серафим Саровский). На конференции будет детально рассмотрена концепция Филофея, ее исторические и духовные основания. Напомним, почти пятьсот лет назад, старец Спасо-Елеазаровского монастыря Филофей, направил Великому князю Василию III послание, в котором впервые Москва была названа Третьим Римом: два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти.
Слова Филофея имели под собой определенные исторические и политические основания. Изначально духовным центром православия считался столица Западной Римской империи - Рим. После разделения церквей в 1054 году на Западную – католическую и Восточную – православную, центром православия стал Второй Рим – Константинополь. Именно из Константинополя православие пришло на Русь, и долгое время Русская Православная Церковь напрямую зависела от Константинопольского патриарха. Однако в 1453 году Константинополь пал под натиском турок, а вскоре пресеклась последняя династия византийских императоров.
Совсем иначе обстояли дела на Руси. Конец пятнадцатого и шестнадцатый века стали периодом усиления Московского княжества – было окончательно свергнуто трехсотлетнее иго, великие князья московские заканчивали сбор русских земель вокруг Москвы. Кроме того, Великий князь Иоанн III женился на племяннице последнего византийского императора Софье (Зое) Палеолог, что как бы делало его наследником византийских императоров, о чем прямо писали даже западные современники. Великий князь Иоанн III Васильевич первым из московских князей принял титул Самодержца. Тогда же гербом России стал двуглавый орел – герб Византийской империи. Все эти обстоятельства –- гибель Византийской империи и собственное политическое усиление, сделали Московскую Русь единственным на тот момент независимым православным государством. Именно поэтому Филофей и озвучил новую концепцию Москвы – Третьего Рима. По мысли старца Москва, а вместе с ней и вся Русь, должны были стать гарантом сбережения и существования Вселенского Православия.
Концепция Филофея стала определяющей для политической и культурной жизни страны. На ее основе шло строительство православной империи и сближение России с православными народами Балкан и Кавказа. В тоже время в России укреплялось убеждение в том, что русский народ как бы несет эсхатологическую ответственность за судьбу всего мира.
Даже в годы советской власти концепция Филофея не была забыта. Из идеи православной империи, она превратилась в идею империи коммунистической, а СССР стал коммунистическим Римом несущим просвещение и спасение всему миру.Сейчас концепция старца Филофея переживает второе рождение. Тема Москвы – Третьего Рима активно обсуждается в обществе.
Большое внимание в ходе конференции в Сарове будет уделено современному состоянию России, а также возможности создания на фундаменте концепции Москва – Третий Рим Национальной идеи, способной объединить российское общество для духовно-нравственного возрождения страны.
В конференции примут участие представители духовенства Русской Православной Церкви, Государственной думы РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, сотрудники аппарата Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО, правительство Нижегородской области, сотрудники Российского федерального ядерного центра, общественные и государственные деятели, ученые и журналисты из России и Украины. Кроме проведения конференции, ее участники совершат паломничества в Саровскую пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, где поклонятся мощам Преподобного Серафима Саровского, а также к святым источникам Нижегородской земли.
Оригинал (на 13/12/2006): wek.ru
В случае обнаружения неточностей или ошибок просим Вас сообщить об этом по адресу
|