Полтора года тому Молодой театр ставил "Марию Стюарт" Шиллера. раскрасив ее в оранжевые и синие тона. С политическим подтекстом нынче у "франковцев" ничего не вышло. И слава Богу, потому что любые политические намеки в этом спектакле - все равно что седло на корове. "Виват, королева!" в постановке режиссера Юрия Кочевенко и в исполнении франковских звезд второго эшелона - абсолютно махровый театр! Это Театр Театрович, где играют только Актеры Актерычи.
До этого спектакля Юрий Кочевенко ставил на франковской сцене мелодраму Рэттигана о лорде Нельсоне и Эмме Гамильтон и историческую драму Джеймса Голдмана "Лев зимой" о семейных разборках английского короля Генриха ІІ. Как всегда, в главных ролях у него заняты Людмила Смородина, Лесь Заднепровский и Владимир Нечепоренко.
Кроме постоянства в выборе исполнителей, Юрий Кочевенко отличается постоянством стиля и режиссерской манеры. Много лет проработав в провинции, он усвоил зрительскую тягу к широким сценическим жестам, ярким актерским краскам и буйным страстям. Скептики и критики назвали бы его мастером мелодраматической "Вампуки", широкая публика воспринимает его сценические опусы на "голубом глазу". Доказательством чего были аплодисменты буквально после каждой сцены в "Виват, королева!".
Новый спектакль у Юрия Кочевенко приобрел масштабный размах. Сооруженная Натальей Рудюк монументальная декорация, постоянные повороты сценического круга с такой махиной, развевающиеся флаги и суровая музыка придавали спектаклю эпический размах исторических блокбастеров.
В пьесе Роберта Болта действуют и суровые шотландские лорды, и коварные лорды английские. В спектакле Кочевенко первые часто и долго стоят перед королевой Марией в своих юбках, широко расставив крепкие ноги, или дерутся, активно размахивая длинными кинжалами. Вторые - плетут интриги, прогибаются в льстивых позах перед королевой Елизаветой и прямо на глазах у зрителей пытают католического священника, закручивая на его голове обруч с шипами. Прибор для пыток все время соскальзывает с головы "умирающего" от боли актера Помилуйко, а актер Василий Баша (лорд Сесил) все время возвращает его на место.
Но зрители проглатывают эту дремучую театральную условность (в огромном количестве насыщающую спектакль), как и условную игру Владимира Нечепоренко и Леся Заднепровского - обоих лордов.
Играет почти за всех Людмила Смородина, за что зрители платят ей искренним восхищением. В театрах роли Марии и Елизаветы обычно отдают разным актрисам, но были случаи, когда обе роли играла одна исполнительница, например, Татьяна Доронина в знаменитом спектакле, поставленном Андреем Гончаровым в 70-е годы. Смородина решила повторить ее подвиг. Это действительно очень сложно технически и трудно физически - два с половиной часа находиться на сцене, в считанные секунды менять образы, перевоплощаться в противоположные характеры. Людмиле Смородиной это удалось. Наверное, она рассчитывала на выигрышную роль своенравной и страстной королевы Шотландии. Но ее Елизавета "переиграла" ее Марию. Для Елизаветы актриса нашла точную перекошенную маску женщины, зажатой в тиски зависти и страданий. У Марии "маски" не было - и это, пожалуй, самый главный просчет актрисы, обладающей не лирическим, а острохарактерным и даже гротесковым дарованием. Поэтому в роли Стюарт ей более удавались не те сцены, где героиня обольщает и соблазняет мужчин, а там, где она принимает мужественные решения. И такой просчет следует отнести уже на совесть режиссера, в чьи руки была отдана актриса. Но благодаря самоотверженной игре, Смородина сумела "вытянуть" тему свободы и несвободы своих героинь. Что и придало хоть какой-то человеческий смысл эпической "Вампуке", сочиненной г-ном Кочевенко.