16 января в музее Жо де Пом открылась выставка "Событие. Исторические моменты и их репрезентация". Команда из пяти кураторов под руководством Мишеля Пуавера создала соответствующее количество разделов масштабной экспозиции, посвященной отражению ключевых исторических событий в разных изобразительных техниках - от живописи до видео.
Главный вопрос, которым задались музейщики, состоит в том, как наше восприятие истории формируется визуальным материалом. Но не только. По их мнению, историческое событие обладает силой разорвать естественное течение реальности на фрагменты, которые потом складываются в новых сочетаниях. Образы, возникающие как следствие событий, основаны на новой логике реальности.
Первая часть выставки посвящена участию Франции в Крымской войне 1855 года на стороне Оттоманской империи. Враждебность к России за провал Наполеоновской кампании в начале века преобладала в настроениях французов и отразилась в характере фотографий и рисунков с мест. Одновременно Крымская война стала бенефисом фоторепортера - снимки часто использовались для создания журнальных гравюр и представляли собой альтернативу академической исторической живописи.
"Покорение воздуха" - другая часть выставки. В ней рассматриваются новые перспективы фото и изобразительного искусства, возникшие параллельно со все более убедительными экспериментами авиаторов. В секции под названием "Глобализированное событие" куратором собраны материалы, посвященные 11 сентября 2001 года. В частности, музей представляет новую версию фотовыставки "Here is New-York", которую возили по многим городам мира.
Четвертая секция выставки посвящена оплачиваемым отпускам для рабочих, которые французское правительство ввело в 1936 году. Здесь мы одновременно видим и пропагандистские старания правительства, и репортажи Анри Картье-Брессона о суровых условиях благотворительного отдыха.
И наконец, пятая часть "События" посвящена падению Берлинской стены. В центре этой части - полотно Матиаса Кеппеля "Открытие Берлинской стены" 1996-1997 года, основанное на стилистике исторической живописи XIX века. Эта картина своеобразно закольцовывает экспозицию.