В австрийском Зальцбурге открылся международный салон изящных искусств, на котором в тридцати галереях представлены экспонаты от эпохи Ренессанса до современности. Среди них - столик Наполеона III и даже коллекция "собачьих домиков".
Организатором мероприятия выступила швейцарская компания ArtCultureStudio, которая последние несколько лет устраивает аналогичные арт-ярмарки и в московском Манеже, пишет газета "Коммерсант".
От Москвы салон в Зальцбурге отличается дизайном интерьера, выполненном искусствоведом Патриком Уркаду в барочном стиле. Стенды снабжены порталами с намеком на декоративность, а сам дизайнер говорит, что тем самым хотел сделать их похожими на маленькие театрики. Согласно его представлению, это отвечало бы театральности дворцовых интерьеров и самого города в целом.
Помимо дизайна ярмарка в Австрии выглядит скромнее на фоне салонов в России: три десятка галерей против почти сотни на московском салоне-2007, причем большинство австрийские и немецкие. Кроме них хорошо представлены парижские галеристы.
Гораздо скромнее австрийский арт-салон выглядит и от того, что ювелирное искусство представлено всего в двух галереях. В целом же, несмотря на то, что здесь присутствуют и старое искусство, и антиквариат (в том числе дворцового уровня), современного искусства оказалось больше.
При этом работы действительно известных и покупаемых мастеров того же XX века (например, Пабло Пикассо или Сальвадора Дали) посетители салона не увидят.
Однако есть некоторое количество работ Энди Уорхола (в том числе "Красный Ленин" у дюссельдорфской Galerie Burkhard Eikelmann), а также редкостная ранняя живопись Корбюзье, представленная парижской Galerie Nathalie Seroussi вместе с графическими работами Одилона Редона, Пауля Клее, французских экспрессионистов и Ники де Сен-Фаль.
Австрийское графическое искусство в рисунках Климта и Эгона Шиле представляет венская галерея Wienerroiter & Kohlbacher.
Отметим, что искусство XIX века представлено на салоне слабо: живописных работ мало и они принадлежат кисти второразрядных итальянских и немецких мастеров.
Более серьезно на ярмарке показан антиквариат, способный удовлетворить различные вкусы. Австрийская галерея Kovacek, например, наряду с живописью экспрессиониста Макса Либермана выставляет у себя раритетное венецианское и австрийское стекло от Ренессанса до бидермейера.
Парижская галерея Historismus показывает исключительно стильную и выдержанную коллекцию светильников от позднего модерна до ар деко.
Много на салоне и мебели прекрасной работы из кабинетов XVII-XVIII веков. Особенно хорошо антиквариат и, в частности, мебель представлены в парижской семейной галерее Steinitz. Помимо прочих своих сокровищ (вроде столика, сделанного по заказу Наполеона III для подарка российскому императору), она выставляет два полных комплекта старинных стенных панелей французской работы, выгородив ими на своем стенде как бы две комнаты - одну в стиле раннего Людовика XIV, другую в стиле Регентства.
Самой эксцентричной и оригинальной смотрится экспозиция парижской галереи Kraemer, показывающей с десяток старинных конурок для комнатных собачек: состояние на них вряд ли сделаешь, однако ходовым товаром нарядные собачьи домики - современники Моцарта, а то и самого Архиепископского дворца - непременно станут.
Добавим, что совпадение открытия арт-салона с началом Зальцбургского музыкального фестиваля не случайное. По мысли организаторов, ярмарка должна стать объектом притяжения для пестрой и многочисленной публики, съезжающейся в городок в это время. Тем более, что среди посетителей могут оказаться и потенциальные или действительные коллекционеры.
Салон всячески пытается демонстрировать лояльность к историческому городу и его архитектурно-художественным сокровищам. Часть вырученных средств пойдет на реставрацию Коллегиенкирхе - одной из знаменитейших церквей города, построенной виднейшим архитектором австрийского барокко Иоганном Бернгардом Фишером фон Эрлахом.
Расположен салон в барочных залах Архиепископского дворца, в которых когда-то выступал перед своими высокопреосвященными патронами Иоганн Моцарт.
К салону приурочена и демонстрация примыкающей к дворцовым залам Галереи карт, роспись которой была выполнена al secco (по сырой штукатурке) в начале XVII века. Галерея с нанесенными на стены рисунками географических карт долгое время не реставрировалась и для осмотра ранее была закрыта.