Повисшее над Нью-Йорком знойное марево и безалаберная стройка в недрах Линкольн-центра не должны останавливать подлинных энтузиастов кино. В пятницу, 3 августа, здесь, в Walter Reade Theater, начинается масштабная ретроспектива фильмов французского актера Жерара Депардье.
Называть его великим, выдающимся, знаменитым, популярным - только чернила, то есть компьютерные байты, изводить. Депардье есть Депардье. Других таких нет даже в столь богатом оригинальными актерскими персоналите французском кино. Природа одарила Жерара кряжистостью фигуры и рублеными чертами лица, словно готовя его в натурщики для Коненкова.
Но говорить о нем только как сочном фактурном феномене и носителе галльской витальности обеднило бы и принизило его достижения. При мгновенной узнаваемости он невероятно разнообразен и психологически тонок в лепке характеров, современных и исторических, реалистичных и придуманных.
Путь Депардье был тернист. Он родился в 1948 году, отец его был неграмотным, да еще и алкоголиком. Жерар бросил школу и убежал из дома. Он промышлял случайными заработками, подворовывал, однажды попался и побывал за решеткой. В середине 60-х годов он стал сниматься в кино, где вначале специализировался на ролях хиппи и битников. Ретроспектива, организованная Кинообществом Линкольн центра, называется "Жесткий и нежный".
Вот-вот, об этой широчайшей амплитуде и я веду речь. Депардье – актер универсал, для которого нет невозможного. В показах, которые продлятся до 19 августа, участвуют 20 фильмов разных периодов творчества актера. А всего он снимался примерно в 170 (!) лентах для кино и телевидения, сотрудничал с такими мастерами французской режиссуры, как Бертран Блие, Ален Рене, Франсуа Трюффо, Морис Пиала, Андре Тешине.
Незабываемы его Сирано де Бержерак в роскошной экранизации Жан Поля Раппно и Дантон в суровой кинофреске Анджея Вайды. Расписание просмотров и другая информация на сайте www.filmlinc.com. "Депардье для европейского кино 70-х примерно такая же величина, как Брандо для американского кино 50 х, - считает Кент Джонс, заместитель директора программ Кинообщества.
– Он оказался способен воплотить самый широкий спектр европейских типов: крутого парня, "жеребца", интеллектуала, вальяжного буржуа, бунтаря-анархиста, гедониста. Для американских любителей кино он стал в 60-е, 70-е, 80-е годы символической фигурой, олицетворяющей вершинные достижения европейского кино. Ретроспектива салютует не только ему как личности, но и всей той эпохе поклонения кино как искусству".
Олег Сулькин, НРС (Америка), специально для MIGnews.com.ua