История - это конструкция, сотканная из фактов. Именно из фактов, а не из их интерпретации. И она жестоко мстит тем, кто в угоду политическим или другим соображениям надеется вытащить из ее основания какой-то факт, чтобы заменить его. Рискуя при этом обрушить если не всю, то хотя бы часть конструкции, называемой исторической правдой. Именно правда - фундамент единства любой нации. Заставлять каяться коммунистов, забывая при этом зверства УПА - это неправедный путь. Ведь есть еще человеческая память, которая вряд ли когда-нибудь примирится с интепретаторами, искажающими факты в угоду политической коньюктуре.
Август - это не только годовщина независимости Украины, но и месяц других, не менее знаковых годовщин. 13 августа 1961 года началось строительство Берлинской стены, на многие годы ставшей символом не только разделенной нации, но и холодной войны. На август приходится и дата создания Украинской повстанческой армии, которую некоторые украинские политики очень хотели бы поместить по ту сторону баррикад, где находились борцы с фашизмом, борцы за свободу. Но, как свидетельствует история, никогда еще политическая воля не смогла сломить память народа. Очевидцы - живые свидетели такой недавней, но кое-кем порядком подзабытой истории не должны позволять политикам надругаться над фактами.
Совсем недавно в Магдебурге были обнаружены письменные свидетельства существования приказа восточногерманским пограничникам открывать огонь по тем, кто пытался преодолеть Берлинскую стену. "Использовать огнестрельное оружие даже когда нарушить границу пытаются женщины и дети. Их предатели используют как прикрытие", - гласит ранее неизвестный документ. Санкционированное убийство женщин и детей - что может быть циничнее и страшнее? Только попытка списать зверства на жестокие времена или, что еще страшнее - фальсифицировать историю.
Однако нельзя не признать неписаной аксиомы: если какое-то событие находит свое воплощение в искусстве - его замолчать не удастся никому.
Чуть более двух лет назад в польском Кракове прошла страшная выставка. Называлась она "Польские территории, утонувшие в крови поляков". К чести поляков, как представителей европейских наций, представленные на выставке леденящие душу полотна были снабжены таким предисловием. "Во время Второй мировой войны не было украинско-польского конфликта. В то время украинцы сражались с гитлеровскими оккупантами, или, в случае гражданского населения, выживали в оккупации. В то же самое время имело место организованное ОУН уничтожение польского гражданского населения, в котором участвовали и украинцы". Как писали польские газеты, организатором выставки в краковском Центре друзей искусства выступил Ян Млотковский - живой свидетель, семья которого пала от рук вояк УПА.
Как свидетельствуют очевидцы, вояки УПА не жалели ни стариков, ни детей. В семи воеводствах в период с 1939-го по 1947 год было уничтожено более 400 тысяч лиц гражданского населения, в том числе пятьдесят тысяч детей, более двухсот представителей духовенства - нередко во время службы в костелах. По воспоминаниям пана Млотковского, детей привязывали колючей проволокой к деревьям, стоявшим по разные стороны улицы. А посредине "аллей смерти" гуляли "хлопцы": горячительные напитки, танцы под гармонь...
Выставка представляет собой серию картин, содержащих элементы пыток, которым подвергалось мирное население. Работы без названия, и, по словам директора краковского Центра Збигнева Витека, анонимные. Не исключено, что часть картин нарисовал сам Млотковский. Во всяком случае, Збигнев Витек советовал обращаться за комментариями именно к нему. Картины эти - жуткая иллюстрация к описанию 400 пыток, которые собрал ушедший в прошлом году историк Александр Корман. Любая из картин - словно дословная цитата из его книги, описывающая один из способов пыток.
Страшно и жутко. Сознание ищет и не находит объяснений этим зверствам.
Стоит ли после этого удивляться выступлениям в польской прессе, задающим один и тот же вопрос: как следует трактовать ситуацию, когда поляки у себя на родине сталкиваются с трудностями поставить монументы жертвам этих массовых казней, когда в Украине, по свидетельствам "Газеты Выборчей" без особых трудностей ставят памятники воякам УПА? Насколько темной должна быть повязка Фемиды, чтобы не отличить, какая из чаш весов - память или политическая целесообразность - в конце концов должна перевесить?
В связи с этим стоит упомянуть проблему возведения памятника жертвам УПА в Варшаве. Концепция монумента такова - к бронзовому пятиметровому дереву с крыльями вместо кроны, прибиты трупы детей. Автор проекта Марианн Конечны сказал в одном из интервью, что памятник основывается на реальной фотографии, сделанной в период с 1943-го по 1948 год возле села Тарнопольского уезда. Польские политологи прогнозируют, что если возведению монумента будет дан зеленый свет, официальному Киеву это вряд ли понравится. Так считает Гжегож Мотыка из Института политических наук национальной академии. Его аргументы логичны: раз соседей не выбирают, следовательно, памятник должен стать в некотором роде символом единения.
В целом улавливая ход мысли ученого, докторская диссертация которого -"Польско-украинское противостояние на территории современной Польши в 1943-1948 годах", нелегко понять, как может выглядеть единение палача и жертвы. По мнению ученого, концепцию следует поменять. Представив ее, например, как некий символ братской могилы.
Журналисты польского издания "Газета" обратились за комментариями к автору концепции монумента. На вопрос, зачем эпатировать общественность, вносить дополнительное напряжение в международные отношения, Марианн Конечны ответил: "Можно, конечно, сделать памятник более абстрактным. Но я не вижу причин стирать из памяти воспоминания об этих преступлениях. На Волыни УПА организовала кровавую резню. Это надо помнить". Это слова человека, не отказывающегося ни от одного из своих творений - ни от памятника Ленину в Новой Гуте, ни от памятника Иоанну Павлу ІІ в Лихеню.
Было бы правильно, если бы политическая элита Украины почаще сверяла свои инициативы с эталонами человеческой памяти. Не всякую историю можно написать "с чистого листа", особенно если эта страница написана кровью. Не всякий юбилей достоин упоминания о нем. Очевидно и другое - не всякое событие следует проецировать на весь народ: чувство исторической вины имеет определенные временные рамки. Однако и попытка представить историю исключительно в черно-белой гамме - путь не только нерациональный, но и вредный. Он может привести, разве что к эффекту домино.
Михаил Белецкий, "CN-Столичные новости"