Ко Дню независимости в столичной галерее Da Vinci открылась выставка народного художника, лауреата Шевченковской премии Ивана Марчука. На сей раз художник представил дюжину ярких абстракций, написанных в последние пару лет и объединенных заголовком "Мечты выходят из берегов".
Будто бы в подтверждение негласного, но вполне очевидного статуса главного художника Украины Иван Марчук никогда не выставляется просто так - всегда по поводу. Зачастую поводы эти либо юбилейные, либо государственные. В 2005 году огромной выставкой из 280 работ в Украинском доме Иван Марчук отмечал 40-летие творческой деятельности. В прошлом году в Киеве прошли две его крупные выставки - по поводу 20-летия чернобыльской катастрофы и по случаю 70-летия самого художника.
Благо недостатка в новых и не демонстрировавшихся работах у Ивана Марчука нет: несмотря на весьма почтенный возраст, вдохновения патриарха хватит на весь поток студентов-живописцев Национальной академии художеств. И в том, что Иван Марчук с легкостью заполнит своим творчеством музей, первый камень которого был заложен два года назад на Андреевском спуске, сомневаться не приходится.
О себе Иван Марчук с какой-то обаятельной детской непосредственностью говорит: "Да, я самобытный художник. Уникальный". Его работы действительно узнаются за версту. Что бы он ни рисовал - пейзаж, натюрморт, портрет или модернистские полотнища в духе этномистицизма,- его "плентанизм" (авторская техника, когда мазки сплетаются, как нитки в тканном полотне) можно выставлять без скромной подписи в уголке. Но если сначала эта кружевная вязь воспринималась как нечто новое и даже авангардное (после первой персональной выставки живописи в Москве Марчука назвали буржуазным националистом и выставлять перестали), то сейчас, после сотен показанных полотен, флер уникальности несколько рассеялся. Массовое производство, как это обычно бывает, уничтожило тонкое ремесло, а кроме фирменной художественной техники в полотнах Ивана Марчука особых откровений не обнаружилось.
Для выставки "Мечты выходят из берегов" народный художник припас дюжину абстрактных полотен, которых как раз хватило, чтобы декорировать стены небольшой галереи Da Vinci. Судя по датам на работах (2004-2006 годы), к абстракции Иван Марчук пристрастился недавно - где-то в промежутке между написанием масштабных полотен чернобыльского цикла. Его абстракция декоративна, полна деталей, красок и какого-то непрекращающегося движения. Правда, движения, что называется, в никуда - обещанного выхода из берегов и художественного наводнения не случилось. На полотнах все те же нити, только не сплетенные в узор, а спутанные в неаккуратный клубок так, что зрителю и ухватиться-то не за что. Остается разве что примерять пестрые абстракции к интерьеру собственной квартиры или родного офиса.