Во Львовской галерее искусств - крупнейшем на Украине художественном музее - открылся проект "РеАнимация". Речь идет, собственно, о попытке современных художников вернуть к жизни музеи путем "шоковой терапии" - провокаций и высмеивания зрителей.
Куратор проекта Вита Сусак выразила его смысл уже в названии. "РеАнимация" имеет ясную идею - активизировать музей как культурное учреждение. Поскольку тема низкой посещаемости музеев по всей стране сегодня достаточно актуальна и обсуждаема, на 100-летие Львовской галереи искусств художники предложили свой вариант выхода из сложившейся ситуации. Для них музей - это не кладбище мировых шедевров, где каждое произведение должно быть законсервировано, а платформа для творческих вариаций и экспериментов. В результате пространство, предложенное для экспозиции, они освоили радикально и высказались довольно убедительно.
Один из центральных экспонатов выставки - инсталляция "Тут может быть..." Владимира Костырко. Художник акцентирует внимание на проблеме восприятия искусства как сугубо коммерческого явления. По его мнению, появление галерей, руководимых людьми, далекими от художественной среды, приводит к искажению роли произведения искусства - картины становятся объектами коммерческой сделки, как холодильник или любой другой предмет быта. Владимир Костырко воплотил эту идею, разместив на стене подлинники известных мастеров из коллекции музея (среди них "Дети" Яна Матейко, "Христос перед Пилатом" Яцека Мальчевского), а в центре повесив пустую раму с текстом: "Здесь может быть ваша картина".
Владимир Кауфман в своем проекте "Арт-утилизация" пошел еще дальше и обратился к ситуации массового копирования мировых шедевров в условиях современной культуры потребления. Он установил в зале лайтбокс с изображением мужской фигуры, а рядом с ним - гору из ксерокопий того же изображения. Так художник попытался продемонстрировать, что лайт-бокс в современной культуре имеет большее влияние на восприятие зрителя, чем произведения искусства.
Проект интересен в первую очередь тем, что предлагает условия для эксперимента художникам, использующим абсолютно различные творческие техники. Поэтому на фоне живописцев и скульпторов органично смотрелись и двое львовских фотографов. Алексей Иутин, известный в основном в Западной Европе, представил ряд натюрмортов с предметами антиквариата. А Илья Левин сделал серию "реплик" на известные мировые шедевры, выстраивая композицию фотографий на основе картин Рембрандта, Ван Эйка и Луи Давида. Все они стали в результате насмешкой над зрителями - мало кто из них смог узнать оригиналы, процитированные господином Левиным.
Можно долго сокрушаться об уровне зрительской подготовленности и о состоянии музеев, но так или иначе результат работы 11 львовских художников в рамках "РеАнимации" доказывает, что при наличии цельной идеи можно создать чистый, качественный проект, выдержанный в традициях мировых музейных практик.