В Центре современного искусства при Киево-Могилянской академии открылась выставка "Мода и стиль в фотографии". В ее экспозиции представлены работы прославленных российских и западных глянцевых фотографов.
Моды - шляпок, шпилек, перчаток в сеточку, бикини - всего того, что украшает страницы глянцевых журналов, на выставке предостаточно. Но ценно в ней не это, точнее, не только это. На многих снимках модная фотография так умело подмешана к портрету и репортажу, что границы между ними совершенно стираются: мода здесь, в сущности, везде. Даже рассматривая серию Франсуазы Югье "Забывая о моде", забыть о ней не удается, зато удается посмотреть на нее в несколько непривычном ракурсе. Югье пришла в fashion-съемку как раз из репортажной журналистики. "Почерк Югье" - это пошатнувшееся кадрирование, кривое и перевернутое. Но наклон кадра у Франсуазы Югье, ее любовь к ракурсу "снизу вверх" - это не каприз, а требование сюжета: модели на подиуме, которых она фотографирует в сиюминутной спешке дефиле, видны именно так. Кроме того, такой способ кадрирования позволяет выделить то, что вне одежды,- прически, глаза, затылки, руки.
Модные портреты особенно хорошо получаются у россиянина Владимира Фридкиса. Фридкис - специалист по композиции, фактуре, теням и настоящий режиссер, который заставляет модель двигаться и жить в кадре, извлекает ее из студии на улицу, загоняет в кусты, в ручей, на аэродром. Его "Три сестры", занесенные ветром на богом забытую железнодорожную станцию в платьях и шляпках 40-х театральны, загадочны, элегантны - этакие экзотические цветы, хрупкие, с осиными талиями, застывшие манерными силуэтами на фоне грязного полустанка.
Один из самых известных французских фотохудожников Жерар Юфера в серии "Материя грез" отдает дань стилистике патриарха модной фотографии Хельмута Ньютона. Это черно-белые снимки, стилизованные под ретро, один из них в точности повторяет по композиции известную работу Ньютона "Они идут".
Приятно наблюдать, что многие фотографы используют моделей не только как героинь сюжета снимка, но и как краски для картины (например, в серии Ирис Брош "Печатное слово"), а не бездумно фиксируют на пленку разряженных кукол с пластиковыми телами и улыбками, как это бывает в большинстве фотосессий для глянца. К сожалению, и такие фото на выставке попадаются - например, в серии "Пачки женщин" Павла Самохвалова. С Федором Бондарчуком, наряженным для каждого кадра в нечто кричаще модное и приготовившим для этой съемки какое-то особенно натянутое выражение лица, снялась толпа разноликих женщин - сотрудниц МВД, гимнасток, балерин. Больно смотреть на то, как поставленная задача исказила их в общем-то симпатичные лица.
Гораздо лучшее впечатление оставляет фотосессия Земфиры для журнала Elle. Певица, которую всегда окружала плотная стена домыслов и слухов, на фото Владимира Мишукова предстает на удивление беззащитной. Она, такая крошечная, сидит в шезлонге у кромки огромного моря или греет руки у костра на берегу озера - в нежном платье, туфельках и колготках в сеточку.
Выставка, посвященная моде и стилю, естественно, не могла обойтись без снимков самого модного в России глянцевого фотографа Влада Локтева. Его проект "Коллекция #3", представленный на выставке,- это гладкие девушки в шелковых платьях и юноши с безупречной мускулатурой, умудряющиеся оставаться иконами гламура, даже сидя на грязной повозке посреди рисового поля. В целом же эти снимки оставляют ощущение тревоги, электризующей воздух, как приближение грозы, в ожидании которой словно бы застыли персонажи фото. Якобы расслабленные руки готовы сжаться, тело - напасть. Как если бы герои снимков, запертые, как в заколдованном замке, в мире, полностью созданном модой, ожидали своей скорой и неминуемой смерти, на которую обречены любые модные явления.