Если вы еще не решили, чем займетесь в ближайшие выходные, мой вам совет — поговорите с пятиметровой головой и погоняйте электронных бабочек на «Винзаводе». Эти и другие аттракционы, созданные на стыке науки и искусства, представлены в московском центре современного искусства в рамках международного научно-популярного фестиваля ScienceArtFest.
Конечно, экспонатов могли бы привезти и побольше. Ведь из заявленной в путеводителе по выставке дюжины высокотехнологичных арт-объектов в действительности представлено меньше половины. Всё остальное — сменяющиеся фильмы на нескольких экранах, перед которыми выставлены стулья для зрителей.
Посетителям выставки больше всего нравятся экспонаты, с которыми можно как-то взаимодействовать. Лидер — точная трехмерная копия головы австралийского художника Стеларка, со всеми его морщинками и особенностями мимики, которая плавно раскачивается и обаятельно улыбается посетителям выставки. Пятиметровая голова проецируется на стену в темном павильоне. В центре зала — небольшая трибуна с клавиатурой. Подходите и начинайте диалог.
По иронии судьбы славу австралийцу принесли 25 совершенно простых в техническом плане «подвешиваний», которые он осуществил в период 1976—1988 годов. Эти акции, чем-то смахивающие на танец солнца американских индейцев, состояли в следующем: голого Стеларка «насаживали» на стальные крюки, подвешивали к тросам и поднимали как можно выше. Эти «подвешивания», в которых смешались попытки вернуть телу внутриутробную легкость, древнее желание летать и фантазии космической эры о полетах в невесомости, были живыми свидетельствами победы гравитации над земным телом.
Читать дальшеЕсли знаете английский, можете обратиться к голове самостоятельно, если нет — попросить помощи у симпатичного ассистента головы, работающего в зале. Голова понимает только хороший английский, без орфографических ошибок и с правильно выстроенными фразами.
Сначала следует представиться. Голова запоминает имя последнего собеседника и дальше обращается к нему по имени. Кроме хорошего английского, голова обладает также многими энциклопедическими знаниями о странах, политиках, кинозвездах, знает кучу стихов и анекдотов. Можно попросить голову спеть, она просьбу выполнит, но вряд ли вас этим обрадует — поет голова так же, как модем Dial-up во время подключения.
Голова во многом выражает точку зрения самого Стерлака. Именно она на лекциях художника отвечает за своего создателя на многие вопросы. Например, на традиционный «Верите ли вы в Бога?» следует отрицательный ответ. Хитрая голова умеет уходить от ответа. Например, на странный вопрос «Является ли Барак Обама масоном?», заданный одним из посетителей выставки, голова ехидно ответила что-то вроде: «Это довольно интимный вопрос».
Довольная разговором с головой, я перехожу в следующий павильон, где цифровых бабочек можно гонять обыкновенным фонариком. К потолку прикреплен проектор с компьютером и камерой. Проектор показывает на стене ночное черное небо, по которому хаотично летают ночные мотыльки и стрекозы и со всех сторон прорастают кислотные лианы. Но стоит посветить фонариком — и вся живность мгновенно разлетается и расползается. Это камера фиксирует на стене свет от фонарика, передает сигнал в компьютер, и цифровая флора и фауна начинают вести себя как живые. Можете даже попытаться быстро-быстро дергать фонариком — цифровые мушки успеют улизнуть, а растения начнут исчезать, потому что растут только в темноте.
Еще один экспонат выставки — «Роботариум» — инсталляция из трех роботов, которые в выделенном им пространстве целый день, откровенно говоря, занимаются своими делами. А публика за ними наблюдает, как в зоопарке. У двух роботов есть импровизированные половые органы. Улавливая специальными сенсорами близость партнера, они переживают свое роботовое возбуждение, стыкуются и начинают своеобразный половой акт на радость публике. Автор проекта французский художник Поль Граньон говорит, что в Венеции рядом с его «Роботариумом» даже повесили табличку «Будьте осторожны, если не хотите отвечать детям на неудобные вопросы».
К сожалению, пока я стояла около «Роботариума», разнополые роботы так и не смогли друг на друга дельно наткнуться, чем здорово раздосадовали публику. «Давай, давай, догоняй ее!» — задорно выкрикивал один молодой человек. «Эх ты, не умеешь с бабами как надо…» — огорчался вслух другой.
Третий робот ездил по специально выделенной ему площадке и хлопал кукольными глазами, нелепо посаженными на прозрачный пластмассовый каркас, под которым жужжала сложная установка из всяких плат, процессоров и проводков. По задумке автора этот робот должен был изображать одиночку-неудачника, который всё время ругается и плачет. Но даже без демонстрации дурного настроения этой эмоциональной машины его всё равно было как-то жалко. Потому что третий — лишний…
Очень приятные чувства вызвали летающие кубы — последний настоящий экспонат выставки. Настоящий в том смысле, что это не фильм. Кубы сделаны из специального материала вроде ткани аэростата, надуты гелием, снабжены каркасами из облегченного металла и специальными бортовыми компьютерами. Именно он регулирует «поддув», управляя полетом куба так, чтобы он не сталкивался с другими предметами. Поскольку кубы по задумке автора — канадского художника Николаса Ривза — должны быть похожи на ночных бабочек, они реагируют на яркий свет и — улетают от опасности. Три летающих куба перемещаются по затемненной части зала, на них проецируют видео и фотографии. Выглядит фантастически красиво!
Из того, что было показано только в виде фильма, но заслуживает особого внимания, отмечу «Салон блаженства», изобретенный в Нидерландах, который утоляет потребности человека в неутомимой ласке. Представляет собой напичканное техникой ложе с многочисленными нежными щупальцами. Ложитесь на кровать — и самообучающийся робот начинает аккуратно гладить вас со всех сторон, подмечая, как вам больше нравится… По словам авторов, это изобретение не аттракцион, а ирония, которая показывает, какие перспективы таит в себе кибернетическое будущее.
То, что воспринималось как забавное развлечение «гиков» и постаревших хиппарей с набитыми венчурными акциями карманами, потихоньку возвращается в культурный мейнстрим. В конце концов, первые самолеты, телефоны и компьютеры тоже были довольно забавными игрушками, а первые энтузиасты техники считались чудаками. Однако из этих забав и чудачеств получилась наша с вами история.
Читать дальшеОкончательное погружение собравшихся на «Винзаводе» в мир технологичного искусства произвел на своей лекции всё тот же австралийский художник Стеларк, носитель третьего уха и большой любитель шокирующих экспериментов, который впервые посетил Россию. Его лекция представляла собой рассказ об изобретениях и опытах над собой, которые художник проводил в течение своей жизни. А успел Стеларк, надо заметить, немало: подвешивал себя совершенно голого за крюки и поднимался над изумленной толпой; снял 15-минутный фильм внутри своего тела; смешал жидкости и ткани своего организма с аналогичными материями художницы-единомышленницы в большом блендере; изобрел огромного робота-паука, на котором мог путешествовать, переступая с ноги на ногу; сделал третью руку-протез, управляемую нервными импульсами, поступающими из мозга.
Но наибольший интерес зрителей вызвали, конечно, говорящая голова и третье ухо, выращенное на левой руке Стеларка. Под кожу художнику вживили имплантат из его собственных клеток костного мозга и хрящевой ткани. Имплантат был сделан точно по форме настоящего уха и уже хорошо прижился. Стеларк планирует вживить туда микрофон и через Wi-Fi передавать в интернет подкасты с записями того, что слышит его третье ухо…
При всем безумии идей и изобретений Стеларка, он совершенно очаровал зал манерой задорно посмеиваться над своими собственными выходками, шутить и иронизировать. На вопрос из зала, как относятся родственники художника к его членовредительству, Стеларк ответил: «Моя мама уже довольно пожилая леди, поэтому я не показывал ей свое третье ухо, чтобы ее не шокировать».
Выставка продлится до 29 марта, так что у всех желающих есть возможность посмотреть на представленные экспонаты в Цехе белого и послушать лекции и мастер-классы в Цехе красного.