Мировая экономика «восстанавливается, но ее состояние по-прежнему остается уязвимым». К такому выводу пришли министры финансов и главы центробанков стран-членов «большой двадцатки». Напуганные «греческой заразой» и перспективой «заболеть» долговым кризисом, участники встречи в южнокорейском Пусане решили делать упор на сокращение бюджетных дефицитов. А вот вводить глобальный налог на банки все-таки не решились. Двухдневная встреча министров финансов и глав центробанков в субботу завершила свою работу в южнокорейском городе Пусане. На совещании с участием делегации РФ были обсуждены пути оздоровления мировой финансовой системы.
Участники встречи пришли к выводу, что мир восстанавливается после глобального экономического кризиса быстрее, чем можно было бы предполагать. При этом они предупредили, что преодолены пока далеко не все трудности.
Памятуя о греческом долговом кризисе, в итоговом коммюнике, обнародованном по окончании встречи в Корее, страны G20 впервые указали: проблема огромных бюджетных дефицитов требует к себе незамедлительного внимания. «Недавние потрясения финансовых рынков напоминают нам о том, что остаются существенные проблемы, и подчеркивают важность международного сотрудничества», – говорится в документе, текст которого приводит
BBC.
«Последние события показывают важность устойчивых государственных финансов и необходимость проведения нашими странами вызывающих доверие, дружелюбных к экономическому росту мер, призванных обеспечить бюджетную устойчивость», – отмечается в коммюнике. Чиновники призвали ускорить «бюджетную консолидацию», поприветствовав заявления отдельных стран о намерении сократить бюджетные дефициты уже в этом году.
Тем временем министр финансов США Тимоти Гайтнер призывал коллег по «двадцатке», прежде всего ЕС и Японию, обеспечить рост внутреннего спроса, в том числе за счет частного сектора, чтобы компенсировать рост доли сбережений в США.
«Финансовая консолидация должна быть дружелюбной к росту», – считает чиновник. Многие расценили его заявление как свидетельство разногласий внутри G20 относительно того, насколько быстро (уже в этом году или в среднесрочной перспективе) надо сокращать бюджетные дефициты и как сделать так, чтобы это не навредило восстановлению мировой экономики.
В Вашингтоне считают, что бюджетная поддержка все еще нужна, в то время как наученные горьким опытом европейские власти называют сокращение дефицитов приоритетом номер один. Как сказал журналистам глава Европейского центрального банка Жан-Клод Трише, влияние мер по сокращению бюджетных дефицитов на рост «не может рассматриваться как негативное, так как это улучшит доверие», передает
«Интерфакс».
При этом к какому бы то ни было компромиссу по вопросу о едином для всего мира банковском налоге министры финансов стран «большой двадцатки» так и не пришли.
В своем заявлении они лишь указали, что финансовый сектор должен вносить «справедливый и заметный вклад» в договоренности о помощи, необходимость которых может возникнуть в будущем, однако не упомянули ни о каких специальных банковских налогах.
Министр финансов Канады Джим Флаерти сообщил журналистам, что по вопросу о введении налога к соглашению прийти не удалось. По его словам, большинство стран инициативу введения глобального налога не поддерживают.
Идея продвигается Соединенными Штатами и Европейским союзом (в частности, Германией и Великобританией), однако против нее выступают некоторые развивающиеся страны, а также Канада и Австралия.
Министр финансов Великобритании Джордж Осборн, в свою очередь, пообещал, что его страна введет банковский налог. Подробности он озвучит 22 июня, когда будет представлять проект бюджета. «Страны могут поступать по-разному, но полезнее делать это под эгидой G20», – сказал он.
В итоговом заявлении, тем не менее, содержатся положения, указывающие на необходимость более жесткого регулирования вопроса о размере сумм, которые банки должны иметь в качестве резервных.
«Критически важно, чтобы наши банковские регулирующие органы выработали правила для капитала и норм ликвидности, достаточно жесткие для того, чтобы наши финансовые компании в будущем могли выдерживать спады в глобальной финансовой системе», − говорится в коммюнике.
По данным Financial Times, новые требования к банкам, получавшие название «Базель 3», ранее планировалась начать вводить в действие уже с конца 2012 года, теперь же речь идет о 2014−2016 годах. Помимо сроков введения мер, дискуссии касаются конкретных механизмов. Так, по оценкам аналитиков UBS, обсуждаемые схемы могут означать для банков необходимость увеличить капитал на 375 млрд долларов. Многие считают, что это ограничит масштабы кредитования, плохо скажется на экономике и снизит конкурентные позиции банков отдельных стран.