В пятницу Экономический суд СНГ отказал Белоруссии в созыве пленума для рассмотрения вопроса о пошлинах на нефтепродукты. Это означает, что попытка Александра Лукашенко законодательно заставить Россию поставлять Белоруссии дешевую беспошлинную нефть закончилась полным провалом. Однако эксперты полагают, что это президента соседнего государства не образумит и он переведет диалог по пошлинам в риторическую плоскость.
Суд отказал Лукашенко во второй раз
Экономический суд СНГ, который выполняет функции суда ЕврАзЭС, не видит оснований для созыва пленума с целью повторного рассмотрения ходатайства Белоруссии о временном запрете взимания Россией пошлин на нефтепродукты, поставляемые в республику.
Это определение коллегии Экономического суда СНГ является окончательным и обжалованию не подлежит. Таким образом, попытка Александра Лукашенко законодательно обязать Россию поставлять ему дешевую нефть окончательно закончилось провалом.
Как передает
«Интерфакс», ранее министерство юстиции Белоруссии, выразив несогласие с решением Экономического суда СНГ об отклонении ходатайства о временном запрете взимания Россией пошлин на нефтепродукты, поставляемые в республику, попросило созвать пленум суда для рассмотрения этого вопроса.
Напомним, ежегодно Белоруссия получает от России примерно 20 млн тонн нефти, из которых на внутреннее потребление идет порядка 6–7 млн тонн, а остальное перерабатывается на местных НПЗ и реэкспортируется в Западную и Восточную Европу по уже совершенно другим ценам. Что, естественно, «подпитывает» госказну.
Нажиться за счет Москвы
Однако с начала 2010 года Москва решила приостановить «субсидирование» Белоруссии. Неудивительно, что Минск выступил резко против взимания экспортных пошлин. Около месяца стороны спорили, после чего Россия предложила следующий вариант: беспошлинно Белоруссия будет получать только нефть для внутреннего потребления (6,3 млн тонн), а остальное черное золото будет облагаться пошлинами на общих основаниях.
Однако и это Белоруссию не устроило. В результате в середине марта Минск подал в суд на Россию, утверждая, что заключенные международные договоры в рамках СНГ и ЕврАзЭС, а также двусторонние соглашения между Белоруссией и Россией предусматривают беспошлинную торговлю нефтепродуктами.
Последняя соломинка сломалась
По мнению юристов, сегодняшнее решение Экономического суда СНГ об отказе созыва пленума ставит точку в «пошлинном споре» Минска и Москвы. Ведь это была последняя инстанция, в которой Белоруссия могла оспорить действия России.
«В соответствии с положением об Экономическом суде государство, в отношении которого принял решение пленум суда, обеспечивает его исполнение. Решение пленума уже окончательно и обязательно к исполнению странами – членами СНГ», – говорит юрист компании «Налоговик» Антон Кротин.
Но эксперты не уверены, что Лукашенко на этом остановится. По их мнению, теперь он будет оттачивать свое мастерство не в залах суда, а в дипломатии, ограничиваясь лишь риторикой.
«Претензии Белоруссии вряд ли закончатся, поскольку это принципиальный вопрос переизбрания Лукашенко, и даже больше – это вопрос легитимизации его следующего президентского срока, – комментирует доцент кафедры мировой политики ГУ-ВШЭ Андрей Суздальцев. – Именно за беспошлинной нефтью Лукашенко поедет на саммит ЕврАзЭС в Астану».
Лукашенко будет давить на Медведева
Эксперты уверены: ведя риторическую войну с Россией, Лукашенко набирает политические очки накануне выборов.
«У власти в Белоруссии может стоять только тот человек, который умеет решать проблемы в Москве. Сейчас Лукашенко показывает политической элите, что он ведет диалог с Москвой, которая его слушается. Ведь Белоруссия считает, что она выиграла газовый конфликт с Газпромом, который покорился Минску», – продолжил Суздальцев.
С другой стороны, получение беспошлинной нефти – это вопрос экономической выживаемости страны. «Полученную от России беспошлинную нефть Белоруссия переработала на своих НПЗ и направила на Запад. На этом кто-то нажился, что не может не вызывать вопросов у оппозиции. Теперь же для внутреннего пользования идет нефть, облагаемая пошлинами, что ведет к удорожанию нефтепродуктов в стране», – объясняет Суздальцев.