Десятки тысяч человек требуются Донецкой народной республике для продолжения успешных боевых действий против украинской армии. Власти ДНР объявили всеобщую мобилизацию, и это при том, что призывной армии в самопровозглашенном государстве нет. Есть ли у Новороссии реальные возможности найти такое количество мужчин боеспособного возраста?
Всеобщая, добровольная
Глава Донецкой народной республики Александр Захарченко объявил в понедельник о масштабной мобилизации, которая начнется на следующей неделе. «В ДНР через 10 дней планируется всеобщая мобилизация. Будет призвано до 100 тысяч человек», – заявил он.
Отвечая на уточняющие вопросы журналистов, Захарченко пояснил, что речь идет о добровольной мобилизации. Позднее Захарченко несколько смягчил формулировку. «Это правильнее будет назвать набором добровольцев, а не мобилизацией», – сказал он. Уточнение вполне логичное – мобилизация проводится в призывной армии, а в ДНР призыва нет, воюют, как неоднократно заявлялось, только добровольцы.
Глава ДНР также рассказал о скором развертывании пяти новых соединений.&В «Мы планируем создать пять новых бригад, из них три – мотострелковые. У нас есть достаточная база для обучения бойцов. Я думаю, к весне это у нас получится», – сказал Захарченко.
Представитель штаба ополчения ДНР пояснил
РИА «Новости», что добровольцы, мобилизованные в ряды ополчения Донецкой народной республики, будут проходить курсы боевой подготовки, после чего их направят в резерв до особого распоряжения.
«Нам нужно набрать пять бригад общим количеством около&В 30 тысяч человек по&В двум республикам для&В того, чтобы мы могли удерживать занятые раннее рубежи»,&В – уточнил позднее в интервью латвийской радиостанции&В
Baltkom&В представитель министерства обороны ДНР, депутат верховного совета республики Владислав Бриг. Иначе говоря, он втрое уменьшил количество необходимого личного состава по сравнению с тем, о чем объявил Захарченко. Представитель штаба ДНР назвал и примерные сроки мобилизации. По его словам, эта процедура продлится полгода.
Реальны ли планы ДНР мобилизовать такое количество человек?
По состоянию на начало прошлого года население Донецкой области составляло 4,3 млн человек, Луганской области – 2,2 млн. По данным ООН на январь этого года, 921 тыс. человек зарегистрированы украинскими властями как внутренне перемещенные лица, а 600 тыс. человек стали беженцами в других странах. Эти цифры постоянно меняются. Значительная часть беженцев уехала обратно, однако по мере эскалации боевых действий в Новороссии поток беженцев снова начал расти. Сейчас на территории, контролируемой ДНР, живут порядка 2,3 млн человек, на территории ЛНР – 1,2 млн.
Для примера: численность Красной армии на май 1945 года составляла 11,3 млн военнослужащих при населении СССР 165,6 млн человек, то есть при полном переводе страны на военные рельсы государство может позволить себе держать под ружьем порядка 7–8% населения. Численность населения в Российской Империи (без Финляндии) на начало 1914 года составляла порядка 175 млн человек, к концу года после мобилизации Русская армия насчитывала 6,5 млн военнослужащих, а в 1915-м было призвано еще 5 млн мужчин, и численность армии возросла до 11,6 млн человек.
То есть при полной мобилизации республики смогут выставить порядка 250–300 тыс. бойцов. Другой вопрос, смогут ли они решить проблемы обеспечения такого войска. Что же касается количества потенциальных добровольцев, то их число с уверенностью спрогнозировать сложно.
Оптимальное значение численности армии мирного времени, по мнению специалистов, – 1% населения. Есть, правда, исключения, вроде Северной Кореи, где в строю находятся 1,1 млн человек при общей численности населения в 24,7 млн.
Как рассказал газете ВЗГЛЯД глава совета Национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных сил (МЕГАПИР) Александр Каньшин, заявленное ДНР число в 100 тыс. новобранцев кажется ему вполне реалистичным. «А почему нет? У них выхода другого нет, потому что силовое решение со стороны Киева вызывает обратное действие. На каждое действие есть противодействие. Население там большое, за миллион точно. Думаю, что и стар, и млад сейчас могут встать под ружье. Им же нужно защищать свои семьи, жен, детей», – рассказал он.
«В данной ситуации киевская сторона выступает как нападающий, как агрессор. А нападать не очень-то хочется: кому из этих ребят с запада, из центра Украины хочется складывать головы из-за чьих-то политических амбиций? В ДНР же защищают себя, свои дома, свою землю. Естественно, они будут делать это с большим рвением. Поэтому просто сравнивать цифры сложно», – сказал он.
Впрочем, военный эксперт Андрей Клинцевич настроен менее оптимистично. «ДНР и ЛНР сильно обескровлены. Большая часть оттуда уехала из-за боевых действий и постоянных обстрелов. Остались в основном старики, социально необеспеченные слои населения, находящиеся на дотациях, которые не могут никуда уехать. А мужчины, которые еще находятся там, работают на социально значимой работе: медиками, в обеспечении безопасности, на заводах. Вряд ли там кто-то сидит в кафе и занимается изучением новостей. Поэтому я считаю, что такая цифра очень опрометчива. 100 тыс. – число нереальное даже для всей Украины, где живет порядка 40 млн человек. Возможно, они смогут еще кого-то привлечь, попросив вернуться людей, которые уехали в Россию или другие страны», – сказал он.
По его мнению, властям ДНР вполне по силам поставить под ружье 10–20 тыс. человек. «О таких цифрах может идти речь. Во-первых, этих людей нужно обеспечить, обучить, кормить, строить действующую систему управления и связи. Вообще мобилизационная емкость и информация такого уровня в любом государстве является совершенно секретной», – сказал Клинцевич.
«Руководитель ДНР сказал, что у людей в республике настолько высокая мотивация, что достаточно просто объявить о наборе, и люди сами придут. Возможно, это так и есть, и люди уже вернулись, налажена полноценная жизнь, и люди, которые сидят без работы, пошли бы, условно говоря, за дополнительный паек для семьи воевать, и да, достаточно будет просто призыва и без объявления принудительной мобилизации», – добавил эксперт.
Он отметил, что в районе Дебальцево уже практически состоялось окружение группировки ВСУ. «На данный момент тактической задачей является лишить боеспособности вооруженные силы Украины, деморализовать и не дать возможности дальнейшего развития наступления на ДНР и ЛНР», – сказал Клинцевич.
18 января полномочный представитель ДНР Денис Пушилин заявил, что в республике проходит добровольная мобилизация. «Мобилизация осуществляется пока по желанию в ополчение ДНР. Обязательная мобилизация пока проводиться не будет», – говорил он.
Обязательная, проваленная
На Украине, между тем, проходит своя мобилизация, объявленная 20 января. На прошлой неделе киевские власти рапортовали об успешном&В
завершении&В очередного ее этапа. «45 тысяч военнообязанных уже прошли медицинское обследование и уже со вчера мобилизованы, поехали в учебные центры», – сказал украинский президент Петр Порошенко.
Однако украинцы отправляться в войска не спешат. Десятки тысяч призывников покидают территорию бывшей УССР, чтобы избежать внимания работников военкоматов. Большинство из них, в том числе те, кто писал в соцсетях о ненависти к «генетическим рабам» и о том, что Россия должна быть уничтожена, именно на ее территории нашли спасение от войны.
О ситуации с украинской мобилизацией отчитался в понедельник областной военкомат Одесской области. По словам заместителя военкома региона Валерия Ищенко, более трети одесских призывников отказались проходить службу. «За три волны мобилизации в ряды вооруженных сил, национальной гвардии и пограничной службы было призвано около шести тысяч человек. Более двух с половиной тысяч уклонились от службы», – рассказал он. По его словам, в правоохранительные органы передано порядка 900 дел о привлечении «уклонистов» к уголовной ответственности.
В минувшее воскресенье над входным павильоном морского вокзала у знаменитой Потемкинской лестницы ее противники вывесили пятнадцатиметровый баннер с надписью «Это не моя война! Скажи стоп мобилизации!».
Акции протеста, сопровождающиеся сжиганием повесток и угрозами в адрес военкомов, прошли в последние дни в населенных пунктах Татарбунарского, Тарутинского, Килийского, Болградского, Ренийского и других районов.
В селе Виноградовка около 200 протестующих перекрыли дорогу и не пустили к себе сотрудников военкомата и милиции. Прибывшим к ним чиновникам они вручили обращение граждан к руководству страны с требованием мирно урегулировать противостояние в Донбассе.
В райцентре Тарутино женщины приняли открытое обращение к властям с требованием «прекратить войну». Тысячи людей участвовали в антивоенных акциях в селе Ровное, Надречное. Жители села Лиманское чуть не избили прибывших в село представителей военкомата, намеревавшихся вручить им повестки, после чего милиция выделила вооруженных автоматами охранников местному военкому Игорю Скрыпнику. Это не остановило протестующих, которые отобрали у него повестки и демонстративно сожгли.