Народный артист РСФСР, полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" Никита Михалков намерен построить на Оке культурно-просветительский кластер "Цитадель", который бы стал в противовес "Ельцин Центру" в Екатеринбурге сохранять самосознание молодежи и историю, не подогнанную под идеологические нужды. По мнению режиссера, для этого необходимы горнолыжные трассы, оформленные как арена боев Второй мировой войны.
"Внутри этого кластера будет очень серьезная, грамотная и очень понятная программа для детей и для юношества. Программа разъяснения, что такое была война в России. Войны в России - что такое была армия в России, почему был кодекс офицерской чести, почему мы всегда воевали с внешним врагом у себя на Родине, а когда переходили границу, мы освобождали других. Кто такой на самом деле был Иван Грозный, а его зверства - сравнимы ли с известными действиями Карла, что в это время происходило в Европе, Столыпин и либеральная идея, и русский террор. И так далее", - рассказал Михалков в комментарии RNS.
По его мнению, "Цитадель" должна действовать в противовес "Ельцин Центру", где "происходит разрушение самосознания молодых ребят и детей". "В очень увлекательной форме, но когда показывают мультфильм из 10 минут, где все до Ельцина - мерзость, кровь, грязь, предательство и рабство, а жизнь в России началась с 90-х годов, это неправильно, я об этом много раз говорил. В конце концов, мой отец сказал: "Сегодня дети, завтра - народ", - раскритиковал поддержку либеральных ценностей екатеринбургским просветительским центром Никита Михалков.
"Для нас невероятно важно, чтобы этот разговор о том, где ты живешь, для пятилетнего-шестилетнего мальчика или девочки был ежедневным. Чтобы находясь там, они проходили определенный этап и постижение, где они жили. И историю, реальную историю своей страны - не подогнанную под идеологию сегодняшнего дня, а реальную", - заверил он.
По словам автора идеи, кластер "Цитадель" должен объединить горные лыжи, отдых, просветительскую программу и кино. "В тех местах, где я снимал и "Цитадель", и "Солнечный удар", и "Сибирского цирюльника", - это потрясающие места на Оке, где мы придумали сделать некий горнолыжный, условно говоря, курорт, но привязанный к фильму "Цитадель" и к образу войны. Условно говоря, если есть лыжные трассы, то они проложены как бы по полю боя. Они означены колючей проволокой, но из резины, там стоят сожженные танки, но тоже о них нельзя ушибиться. Стоят "ежи", и они тоже безопасны. Снаружи это очень такое неприглядное, и страшное, и угрожающее строение, а внутри это абсолютно хай-тек - СПА, бассейны, массажные залы и так далее, и так далее. А рядом киногород, кинодеревня, моя академия - мои актеры и мои режиссеры, которые там должны учиться и заниматься. И там же должны быть три натурные площадки, декорации - русский уездный город, русская деревня и, там, не знаю, бараки. Съемочные площадки, как на "Мосфильме" - многие годы водят детей на натурные площадки и снимается огромное количество картин, - только они перекрашивают фасады, вешают другие вывески - и вот вам, пожалуйста, любой уездный город, окраина Петербурга или Москвы. И в этих декорациях должны сниматься, работать ребята, но плюс к тому в этих декорациях мы можем предлагать и осуществлять, допустим, организацию праздника - дня рождения, свадьбы, корпоративов, не важно - в декорациях уездного города девятнадцатого века и в костюмах этого времени, по сценарию, который мы предлагаем. Мы их одеваем, гримируем, проводим праздник, а потом они получают диск со снятым фильмом об этом празднике. Каждые полгода декорации должны меняться", - пояснил Михалков.
Напомним, "Цитадель" - третья часть фильма "Утомленные солнцем", принесшего в 1994 году режиссеру "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке, Гран-при Каннского фестиваля и Госпремию РФ. В "Цитадель" было вложено 45 млн долларов, однако сборы составили только 1,5 млн долларов. Фильм вызвал негативную реакцию критиков, посчитавших, что герои оригинальной картины, как и было заявлено изначально, были убиты в 1937 году, а все последующее является их предсмертным бредом. Кроме того, "Цитадель" вызвала раскол> российского оскаровского комитета. Его глава Владимир Меньшов отказался подписать протокол отборочной комиссии, посчитав решение выдвинуть произведение на премию "Оскар" несправедливым и бредовым, основанным на "личной власти" Михалкова.