Вебмастеру:
Добавьте разнообразия на страницы Вашего сайта при помощи
легко настраиваемого под Ваш дизайн новостного информера
 
лента новостей

 

идет обновление информации.

 

 
ТОП месяца

 

идет обновление информации.


 
поиск

 


 

:: расширенный поиск ::

 

 
меню 
 
интересное в сети

 

 

 

 

 

 

 
без политики
09/05/2017 06:00

Общество, которое потеряло способность слушать

Можно было бы сказать, что мы ограничиваемся лишь тем, что прислушиваемся к самим себе в момент говорения, но и этого не происходит, ведь если бы мы действительно слушали самих себя, в нашем сознании всякий раз возникало бы разумное недоумение или хотя бы какие-то сомнения. И вот перед нами последовательность монологов, выходящая из-под какого бы то ни было контроля, между собеседниками, которые почти никогда не выступают в этой роли, одним словом, между глухими. Объяснить подобную парадоксальную ситуацию не так сложно, если учесть преобладающее желание получить при помощи слов ту власть, которая сегодня является самым востребованным товаром и привычно становится формой давления и злоупотребления. Достаточно включить телевизор, где сейчас наблюдается разгул ток-шоу (какой уж там кризис!): даже самый осторожный ведущий не справляется с задачей сдерживать своих так называемых гостей, как бы он к этому ни стремился, поэтому всякий раз перед нашими глазами возникает наглядный пример общества дискурсивного подавления, в котором мы существуем. А если вдруг случайно нам доведется оказаться там и свидетельствовать о чем-либо, придется заранее потренироваться, чтобы представить какие-либо доказательства нашего присутствия в круговерти и нагромождении голосов. И если потом мы резко, словно нас только что неожиданно разбудили, задумаемся, что же происходит по эту сторону экрана, то, вопреки телеголосованиям, разным техникам для определения показателей зрительского внимания и всяким новым интерактивным средствам, увидим массу пассивных, инертных телезрителей, то есть самих себя. Показатели зрительского внимания? Какое там внимание! Никто не «внимает» этим подставным участникам диалога, которые ограничиваются исключительно разговорами с самими собой: а если уж и они не слушают себя, то можно попытаться по-разному назвать то, что делают телезритери, но это не имеет ничего общего с подлинным «вниманием». Трудность состоит, таким образом, как раз в понимании, что же значит слово «слушать», что требует это действие, каким условиям оно должно соответствовать, чтобы быть настоящим. В своем «Заратустре» Ницше представлял современников как существ, обладающих огромным ухом, уродливыми людьми, превратившимися в этот единственный орган слуха, но при этом переставшими что-либо слышать. Сегодня это уродство — не в том, что люди превратились в один сплошной слух, скорее мы становимся одним страшным глазом с наушниками. Вслед за ним другой философ, Хайдеггер, предложил нам «слушать язык», как будто мы должны различить в нем, и особенно в поэзии, скрытые, шепчущие в отдалении голоса. Эти призывы двух философов — не допускать, чтобы все проникало в наш слух, не позволять, чтобы зрение претендовало на проникновение в суть вещей — могут послужить предостережением: мы можем трансформировать его в парадоксальное «смотреть, слушая», то есть в непривычную практику, позволяющую нам ослабить «метафизику зрения» (назовем это так), внеся в нее, с большим трудом и нежеланием, своего рода поправку или нарушение. И из процесса неясного происхождения она превратится в возможный разрыв экрана, к которому мы прикованы, с последующей попыткой освободиться на какой-то момент (или при помощи небольшого искажения) от взгляда, постоянно и повсюду наблюдающего за нами. Возможно, утраченное нами внимание будет, таким образом, остаточной мощностью, возможностью, которую мы еще не полностью исчерпали. Но этого недостаточно. Существенно важно понять, говоря о нашей повседневной практике, что подразумевает внимание, каких оно требует от нас трансформаций. Опытным полигоном в данном случае становятся наши отношения с другими людьми. Эти «другие» могут быть кем угодно, теми, кого мы встречаем вне дома в обычных жизненных отношениях, случайно, или теми, с кем мы разговариваем по телефону: это может быть наш друг, кто-то, кто живет поблизости, постоянно присутствует рядом, или же тот, кого мы совсем не знаем, случайный незнакомец. В любом случае он — это не мы, он никогда не становится альтер эго, всегда остается иным, отличным от нас, в нем есть нечто чуждое. Слушать — не значит устранить эту «чуждость», напротив, внимание проявляется, только если мы отталкиваемся от этого качества и учитываем его, только если мы можем каким-то образом принять и присвоить себе его отличие, его «чуждое» существо. Лишь если мы активизируем в себе зону чуждости, скажем, параллельную и совпадающую с его. Современная философия, по крайней мере, значительная ее часть, настаивала на важности и трудности встречи с другим, от Левинаса до Дерриды (и его школы, в частности в Нанси), если привести в пример хотя бы пару имен. Быть может, именно Деррида глубже всего проник в этот вопрос, исследуя в некоторых своих последних произведениях, как может происходить процесс «слушания». Если условия этого совершенно не автоматического «события» подразумевают, что другой «неожиданно появляется» в нашей обыденной жизни и каким-то образом должен вызвать растерянность и смущение, то чтобы по-настоящему слушать его, пишет Деррида, мы должны изобрести жест понимания, попытаться настроиться на общую тональность. Не требуется почти ничего, чтобы эта встреча окончилась провалом, если мы с самого начала претендуем на обладание своеобразным «ухом»: достаточно нюанса, полутона, неверной интонации, чтобы внимание, казавшееся столь очевидным, растворилось. Деррида напоминает нам о древнееврейском «шибболете», о том, как именно мы произносим слово, какую используем модуляцию, незначительное мимическое движение или жест рукой, которым мы его сопровождаем. Нет даже необходимости в слове, чтобы сформировалась гармония, достаточно открытости, а зачастую молчание подходит для этого гораздо больше, чем тысяча слов, как это прекрасно знают преподаватели. Это происходит всегда, когда встреча с другими является ставкой в игре на выигрыш. Можно кричать: «Послушайте меня!» Можно считать, что поддерживать дисциплину в классе более или менее авторитарным способом — это обязательное предварительное условие для завоевания внимания. Но именно так, как это часто и бывает, невозможно добиться того, чтобы вас слушали, и слова преподавателя выскальзывают из головы учеников или даже оказываются перелиты (уже лишенными жизни) в их конспекты. Чтобы реализовать процесс внимательного слушания, необходимо, следовательно, освоить практику, совершенно непривычную для сегодняшнего общества: обнаружить своего рода пустоту внутри нас, обеспечить себе ментальное пространство (а также физическое), через которое так называемое гостеприимство (в свое время эта тема была крайне популярна, а теперь стала столь же невостребованна в современной мысли) перестает быть простым колебанием воздуха и становится конкретной возможностью услышать другого. Да, но кто сегодня возьмет на себя такой труд? Ритмы и обычаи бешеной повседневности, постоянное ускорение, к которому нас вынуждают, подталкивают в противоположном направлении. Если слушать так сложно, то зачем тратить на этот процесс столько усилий? И вот мы продолжаем непрестанно говорить, обращаясь к маленьким и большим аудиториям глухих слушателей, а в результате и сами становимся глухи. Давайте сделаем хотя бы одно усилие и начнем прислушиваться к тому, что говорим мы сами.

 

Оригинал (на 09/05/2017): www.chaskor.ru

 

В случае обнаружения неточностей или ошибок
просим Вас сообщить об этом по адресу

 

 

 

 

 

Мединский призвал защитить российские фильмы от Голливуда

Мединский призвал защитить российские фильмы от Голливуда

Министр культуры России Владимир Мединский призвал принять меры для защиты отечественного кино от «неравной конкуренции Голливуда». С таким заявлением он выступил в Государственной думе. Глава...

 

Стоимость авиабилетов за рубеж на лето снизилась почти на четверть

Стоимость авиабилетов за рубеж на лето снизилась почти на четверть

Средняя цена авиабилетов из России за рубеж на грядущее лето упала на 22 процента по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. По данным сервиса Biletix, тариф (туда-обратно) в настоящее...

 

Марк Хэмилл разыграл фанатов «Звездных войн»

Марк Хэмилл разыграл фанатов «Звездных войн»

Исполнитель роли Люка Скайуокера в «Звездных войнах» Марк Хэмилл устроил розыгрыш для поклонников киноэпопеи во время съемок видео, посвященного 40-летию с момента выхода первой части саги....

 

Потерявшая детей в авиакатастрофе над Донбассом пара договорилась с перевозчиком

Потерявшая детей в авиакатастрофе над Донбассом пара договорилась с перевозчиком

Авиакомпания Malaysia Airlines урегулировала судебный спор с австралийской парой, которая потеряла в катастрофе Boeing 777 над Донбассом трех детей. Согласно заявлению перевозчика, было...

 

Джамала пожелала выступать в Крыму

Джамала пожелала выступать в Крыму

Украинская певица Джамала, победившая на международном музыкальном соревновании «Евровидение-2016», заявила о желании проводить концерты в Крыму. Она отметила, что не может сейчас посетить...

 

Supreme поинтересовался планами покупателей после оргий

Supreme поинтересовался планами покупателей после оргий

Американская марка Supreme показала несколько новых моделей одежды и аксессуаров. Покупателем предложили куртки и футболки с изображением ковбоев, объезжающих лошадей, футболки в полоску,...

 

 

 

 

:: все новости из этой категории на 09/05/2017 ::

 

 

последняя новость  
 

идет обновление информации.

архив
 
 
2006 |  2007 |  2008 |  2009
2010 |  2011 |  2012 |  2013
2014 |  201520162017
2018 |  2019 |  2020 |  2021
2022 |  2023 |  2024 | 

Май, 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

 

опрос  
 

 

Для Вас фаст-фуд - это:

 

Удобный способ быстро перекусить

 

Дешевая еда на каждый день

 

Отрава для человеческого желудка

 

Понятия не имею, что это такое

 

 

 

:: результаты опроса ::