Как объявил Геннадий Гудков, реформа правоохранительных органов страны должна включать строгое разграничение полномочий и исключить дублирование. «Сейчас у нас один орган ведет следствие – и он же за собой надзирает», – сообщил глава комитета, предложивший резко сократить количество милиционеров.
«У нас получается, что кое-кто кое-где у нас порой добивается успеха в раскрытии преступлений, а не как раньше», – проиллюстрировал известной песней эффективность действующей правоохранительной системы Геннадий Гудков и заверил, что главный порок современной системы – в подчиненности президенту и абсолютной неподконтрольности парламенту.
Чтобы создать эффективную правоохранительную систему, депутат предложил «провести чистки и сократить 70% сотрудников органов» и резко, в три раза, повысить зарплату оставшимся. «За 10 тыс. рублей в месяц милиционер нас, конечно, защищать не будет», – объяснил он и назвал МВД самым раздутым и самым недееспособным министерством.
«У Министерства внутренних дел 2 млн. сотрудников на 145 млн. жителей России… Таких пропорций нигде в мире, кроме отсталых стран, больше нет! – ужаснулся депутат, добавив: – Наши правоохранители там, где есть деньги, а не там, где совершается преступление!»
Так спикер подошел к теме коррупции во власти. Она, как выяснилось, растет большими темпами, чем ВВП и даже инфляция, а обуздать ее, по заверениям Геннадия Гудкова, можно только с помощью парламентского контроля.
Парламентским же контролем депутат рекомендовал лечить коррупцию в верхних эшелонах власти и решать проблему 2008 года. «Мы сейчас провели партийную реформу – у нас даже партии какие-то появились», – заметил депутат, посетовавший, что партии-то есть, но вот власти реальной у них нет.
«Наша проблема в концентрации власти в одном месте», – смело сообщил г-н Гудков и предложил больше доверять партиям хотя бы при формировании правительства.
«Фактически вы предлагаете внедрить элементы парламентской республики, какие изменения в конституцию потребуют ваши идеи?» – поинтересовалась на это газета ВЗГЛЯД.
«Я давно предлагаю провести конституционную реформу, – обрадовался вопросу Геннадий Гудков. – Нам нужна смешанная модель!» Власти парламентарий предложил обратиться к французской системе президентской республики с сильным парламентом. «Во Франции президент имеет очень широкие права, но все-таки правительство формирует победившая на парламентских выборах партия», – заметил он.
Про действующую конституцию депутат жестко объявил, что она «свою задачу сохранения личной власти Ельцина Бориса Николаевича (первый президент РФ. – Ред.) выполнила» и потому готова к переменам.
На попытку обозревателя газеты ВЗГЛЯД выяснить, как предложенная модель решает вопрос 2008 года (когда Владимир Путин должен будет покинуть кресло президента), депутат отреагировал уклончиво, не дав понять, означает ли его идея, что к думским выборам – 2007 во главе правящей партии должен будет встать Владимир Путин и под его управлением парламентское большинство должно будет формировать правительство. Но и вероятность такого варианта не исключил.