Скандальная история с поддельными картинами Татьяны Яблонской на выставке "Украинская живопись 1945-1989 гг. Из личных коллекций", организатором которой были Министерство культуры и галерея "Эстамп", получила новое продолжение.
Напомним, что на выставке, состоявшейся два года назад в Киевском музее русского искусства, были представлены поддельные полотна Татьяны Яблонской. Кроме того, к выставке был выпущен каталог, в котором под фальсификатом стояло имя мастера. Гаяне Атаян, дочь художницы, увидела его совершенно случайно. Ее требование изъять из продажи каталог и снять полотна-фальшивки со стен в музее, не было удовлетворено. Каталог продавался еще на протяжении месяца в кассе музея. Как утверждает дочь художницы, его и сегодня можно приобрести в галерее "Эстамп". Несмотря на то, что по "горячим следам" Татьяна Яблонская и Гаяне Атаян написали открытое письмо в Министерство культуры. А в январе 2005 года подали иск в Подольский суд города Киева. Но так как тогда Татьяна Яблонская была тяжело больна, а Гаяне, ухаживающая за матерью, также не могла появляться в суде, дело было закрыто. Сейчас же дело вновь рассматривается, только уже в Шевченковском районном суде.
Как заявила вчера журналистам Гаяне Атаян, она хочет получить официальные извинения от лиц, причастных к скандалу. Галерея "Эстамп" отказалась назвать дочери художницы имена коллекционеров, в чьих коллекциях оказались подделки. Как и имена экспертов, засвидетельствовавших подлинность "фальшивок".
Спустя два года возникли и новые факты. В каталоге представлены как подлинники подделки не только работ Яблонской. Но также Владимира Костецкого и Сергея Григорьева. Дочь Владимира Костецкого, Ольга, заявила: "Костецкий годами искал решение композиции. А здесь его подделывают на скорую руку. Я заявляю: "Мой отец эти картины в глаза не видел". Иван Григорьев, внук художника Сергея Григорьева также подтвердил то, что работы, представленные в каталоге, не принадлежат руке его деда.
Искусствовед Наталия Романова так оценивает ситуацию на украинском арт-рынке. "С начала 90-х годов всплыло большое количество спорных вещей и откровенных фальшивок. В основном это касается художников, ставших к этому времени классиками украинского искусства второй половины ХХ века. Критическая масса этих работ достигла той точки, когда необходимо поднимать вопрос о том, что с ними делать, перед широкой общественностью. Среди полотен, которые значатся под именами известных украинских художников из частных коллекций примерно 30% - фальсификат. Экспертиза служила неким забором, ограждающим музеи от подделок. Но, надо заметить, в нашей стране сама экспертиза - это курьезное явление".
"На той выставке из личных коллекций, был нарушен Закон "Об авторском праве", - сказала "Делу" юрист Екатерина Ткаченко, - поскольку ни у художников, ни у наследников никто не спрашивал разрешения. Право на материальную форму переходит к покупателю, но право на творение остается у художника".